Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Санкт-Петербург, Итальянская улица, дом 17
8 (921) 184 44 50
Москва
8 (925) 512 12 16

«Душа Петербурга»: городская мифология и реальность в литературе и архитектуре.

Город — это особый организм, у него есть своя физиология, психология и — главное! — душа. Об этом говорил историк Николай Анциферов в своей книге «Душа Петербурга». Чуть больше ста лет назад, в 1922 году, эта книга сформировала в культурном сознании эпохи образ Петербурга – города «трагического империализма».
На каких мифах зиждется репутация города? Как петербургское искусство впитывало эти мифы и создавало их? Поговорим об этом на новом online-курсе со специалистами по русской литературе и архитектуре. Обсудим и современный Петербург: как «блистательное наследие» и одновременно «тяжелый груз прошлого» влияет на город сегодня. 

Весь сбор от продажи курса будет направлен в благотворительный фонд AdVita, помогающий онкологическим больным, которые проходят лечение в Петербурге.

Формат: Запись вебинаров, которые прошли в марте-мае 2023 года.
Доступ к видеозаписям в течение 6 месяцев с даты покупки в личном кабинете пользователя на сайте masters.
*Курс доступен для покупки до 31 декабря 2023.

Елена Грачёва
Филолог, преподаватель Санкт-Петербургской классической гимназии, член правления благотворительного фонда AdVita.
Алина Бодрова
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, старший преподаватель школы филологии факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики.
Кирилл Зубков
Кандидат филологических наук, историк русской литературы XIX века, преподаватель Высшей школы экономики, сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинского дома).
Наталия Мазур
Историк русской культуры, кандидат филологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Всеволод Зельченко
Филолог, поэт, кандидат филологических наук, научный сотрудник Матенадарана (Ереван) и Санкт-Петербургского античного кабинета.
Валерий Дымшиц
Этнограф, поэт, переводчик, научный сотрудник Межфакультетского Центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в Санкт-Петербурге, член редколлегии журнала «Народ Книги в мире книг», член Всероссийского творческого союза «Мастера литературного перевода».
Мария Элькина
Архитектурный критик, автор книги «Архитектура. Как ее понимать?» и телеграм-канала «Город, говори».
Дмитрий Калугин
Кандидат филологических наук, профессор департамента филологии Высшей школы экономики (Санкт-Петербургский кампус).
Сергей Гуськов
Кандидат филологических наук, доцент департамента филологии Высшей школы экономики (Санкт-Петербургский кампус), научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, руководитель группы по изданию академического полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова.
Виктор Димитриев
Кандидат филологических наук, доцент Высшей школы экономики (Санкт-Петербургский кампус), младший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
Дмитрий Бреслер
Кандидат филологических наук, старший преподаватель Высшей школы экономики (Санкт-Петербургский кампус).
План программы
Лекция 1.

«Иван Михайлович Гревс, который понял, как понять город». Лектор – Елена Грачева. 

Знакомимся с одним из отцов-основателей российской медиевистики и специалистом по городам: как профессор Санкт-Петербургского университета Гревс создал философию «понимания» городов, придумал жанр «научных прогулок» и научил русских экскурсоводов видеть в городе не груду достопримечательностей, а живой, цельный, сложный организм.

Лекция 2.

«Николай Павлович Анциферов, который придумал “душу Петербурга”». Лектор – Елена Грачева.

Речь пойдет о самом важном человеке для петербургской школы культурного краеведения. В 1922 году Анциферов собрал все, что написали о Петербурге писатели и поэты за 150 лет, и создал образ «города трагического империализма» в своей книге «Душа Петербурга». В XX веке «Душа Петербурга» дала жизнь популярному сегодня понятию «петербургский текст» и стала основой для главных петербургских культурных институций: градозащитного движения, Анциферовской исторической премии фонда Лихачева и авторской экскурсии.

Лекция 3.

«Город историй: как из мифологии складывался реальный Петербург». Лектор – Мария Элькина.

Попробуем взглянуть на историю Петербурга сквозь призму городских мифов, которые стали фундаментом вектора городского развития. Обсудим известные образы «имперской столицы», «окна в Европу», «маленького человека», города Belle Époque, сыгравшие важную роль в процессе развития города. Как выглядят знаменитые петербургские легенды с точки зрения градостроительства? Какой утилитарный смысл за ними стоял? И как их восприятие менялось с течением времени?

Лекция 4.

«На окраинах петербургского текста: случай Лермонтова». Лектор – Алина Бодрова.

Что такое для Лермонтова Петербург и что Лермонтов подарил петербургской мифологии? На лекции поговорим о сочинениях, в которых автор наиболее ярко описывает столицу: иронических стихах 1832 года, о скучном «тумане и воде», незавершенном романе «Княгиня Лиговская», сатирически-современной «Сказке для детей» и на полуслове оборвавшейся повести «Штосс».

Лекция 5.

«Фантастический Петербург, или О чем и как разговаривать с призраками?». Лектор – Дмитрий Калугин.

У Санкт-Петербурга репутация фантастического города, где сон и явь трудно отличить друг от друга. В лекции пойдет речь о призраках, которые являются героям «Пиковой дамы», «Шинели», «Штосса» и многих других произведений. Почему героям являются призраки? Что это значит? О чем они хотят рассказать? Несут ли они опасность? И почему их так много в именно в Петербурге?

Лекция 6.

«Н.А. Некрасов как поэт современности». Лектор – Кирилл Зубков.

Поговорим о стихах Некрасова, в которых выражаются фундаментальные парадоксы и противоречия жителя современного города. Название лекции отсылает одновременно к статье Валерия Брюсова «Н. А. Некрасов как поэт города» и к эссе Шарля Бодлера «Поэт современной жизни». Сопоставление с Бодлером помогает услышать в голосе Некрасова самоощущение человека, вырванного из традиционного общества и оказавшегося один на один с историческими процессами эпохи глобального капитализма, урбанизации и отчуждения. 

Лекция 7.

«Провинциал в Петербурге, Лондоне, Шанхае и Токио: траектории автора “Обломова” и его героев». Лектор – Сергей Гуськов.

Одним из главных мотивов в творчестве Гончарова стала противопоставление «провинции», где он родился, и «столицы», куда автор приехал после окончания Московского университета. Как строились маршруты между ее крайними точками? Какие гончаровские герои проходили по этому маршруту, а какие нет и почему? И как чувствовал себя провинциал Гончаров в Лондоне, Шанхае и Токио? 

Лекция 8.

«”Заблудившийся трамвай” Николая Гумилева: опыт реконтекстуализации». Лектор – Наталия Мазур.

«Заблудившийся трамвай» Гумилева — одно из самых прекрасных и страшных стихотворений в русской поэзии ХХ века, которое трудно воспринимать в отрыве от трагической судьбы его автора, расстрелянного вскоре после его написания. Но на лекции речь пойдет о том, что произойдет, если вернуть заблудившийся трамвай в его исторический контекст и выяснить, как в мистическом стихотворении Гумилева отразилась реальная история петербургского трамвая, а также расхожие представления того времени о влиянии электричества на человеческую психику и модные оккультные теории.

Лекция 9.

«”…Подымется с туманом и исчезнет как дым”: Сны Достоевского о Петербурге». Лектор –  Виктор Димитриев.

Петербург для Достоевского не только географическое и литературное пространство, но и отдельный герой, вступающий с персонажами его произведений в «самые отвлеченные и умышленные» отношения. На лекции поговорим о фантастических видениях Петербурга в прозе Достоевского и их художественной функции. Что топография романа может сказать о его поэтике? Какие сюжеты могут произойти в Коломне, но никогда не случатся на Вознесенском проспекте? Куда и зачем бредут петербуржцы и гости столицы? Важно ли, пешком или на извозчике? Городское пространство управляет затерявшимися в нем людьми, но это пространство подчинено художественной логике Достоевского, гения литературного Петербурга.

Лекция 10.

«Владислав Ходасевич между Петроградом и Петербургом». Лектор – Всеволод Зельченко.

Лекция посвящена недолгому, но чрезвычайно значительному петроградскому периоду (1920-1922) в жизни и поэзии Владислава Ходасевича, метаморфозе, произошедшей с ним в Петрограде времен военного коммунизма и НЭПа, и образу города в его стихах и эссе. В длинной истории противостояния / противопоставления поэзии двух столиц случай Ходасевича уникален: типичный московский поэт, он вскоре после переезда стал восприниматься как поэт типично петербургский, более того – как один из классиков и образцов петербургской школы.

Лекция 11.

«Фланируя по Ленинграду: улицы, дворцы, руины, дачи, фабрики и заводы Константина Вагинова». Лектор – Дмитрий Бреслер.

Стихи и проза Константина Вагинова наполнены городскими пейзажами, ландшафтами загородных резиденций и пригородных дачных районов, заселены героями, блуждающими затерявшись в толчее воскресных гуляний, погруженными в ночное мрачное безлюдье. Город Вагинова — это город книг и книжников, книжных базаров и букинистов, поэтической эстрады и уличных чтений, литературных салонов и кабаков с писателями за столиками. Город, в котором улицы рабочих окраин дарят россыпи новых слов, в котором инженеры после работы встречаются, чтобы вести бесконечные разговоры об истории культуры. В лекции мы проследим за тем, как Вагинов идет по городу пешком, как вслед за ним выходит на улицы сама структура художественного текста — теряя мифопоэтическую символику, обретая самостоятельную ценность документа или артефакта эпохи.

Лекция 12.

«Забытый обэриут: “Десять вагонов” Дойвбера Левина». Лектор – Валерий Дымшиц.

Книга «Десять вагонов» Дойвбера Левина, участника ОБЭРИУ и доброго друга Хармса, — поразительный литературный эксперимент: свободная обработка устных рассказов беспризорников, ставших воспитанниками Еврейского детского дома на 10 линии Васильевского острова. Еврейский детский дом и созданная при нем еврейская школа — важнейшая часть петербургского ландшафта первых постреволюционных лет. Воспоминания воспитанников дают нам возможность увидеть не только ужасы Гражданской войны, но и наш город под совершенно особым углом зрения. Это забытая школа заслуживают нашего внимания и памяти так же, как и забытая книга о ней.

Лекция 13.

«Истории о будущем: как понимать Петербург, чтобы менять его к лучшему». Лектор – Мария Элькина.

Современный Петербург, как многие города с богатым историческим наследием, попал в ловушку прошлого. Представления о прекрасном городе позапрошлого века мешают нам строить современный успешный город. Однако это вовсе не проклятие, а всего лишь привычка слишком буквально понимать ценность доставшегося нам наследия, и наследие Екатерины II не обязательно должно быть оплотом пассеизма, но вполне может вдохновить на развитие технологий. В итоговой лекции курса будем говорить о Петербурге, который не только отдает дань своему великому прошлому, но дает шанс современности и будущему.

Изображение: Иллюстрация Остроумовой-Лебедевой к книге Н.Анциферова “Душа Петербурга”