Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Санкт-Петербург, Итальянская улица, дом 17
8 (921) 184 44 50
Москва
8 (925) 512 12 16

История европейского искусства

Преподаватель
Анна Познанская

Научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат искусствоведения

Насыщенный и увлекательный курс по истории европейского искусства научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидата искусствоведения Анны Познанской. История западноевропейской живописи — это разнообразие художественных стилей, течений, национальных и региональных школ, от эпохи кватроченто и Высокого Возрождения до экспериментов кубистов и футуристов. В рамках курса мы последовательно рассмотрим, как развивалось европейское искусство и какие основные направления и стили сформировались в живописи Западной Европы XV–XX веков. Поговорим и о творчестве ключевых художников этого времени: Микеланджело, Тициане, Босхе, Рембрандте, Ван Дейке, Пуссене, Констебле, Делакруа, Мане и многих других.

Место: школа masters, Малый Патриарший пер., 5, стр. 1, Москва

Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.

План программы
18 ноября

Флоренция – колыбель европейского искусства.
От позднего Средневековья к Ренессансу. Искусство Джотто, Донателло, Ботичелли и других мастеров Кватроченто.  Художественная ситуация во Флоренции. Причины формирования флорентийской художественной школы и ее стилистические особенности. Специфика развития региональных центров в Италии и их основные представители. Открытие техники масляной живописи и ее роль в формировании плеяды мастеров Высокого Возрождения.

25 ноября

Высокое Возрождение в итальянском искусстве.
Творчество Микеланджело. Искусство маньеризма. Венецианская школа Возрождения. Братья Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе. Творчество мастеров Высокого Возрождения и основные особенности художественной ситуации в Италии в 16 веке. Рим и Венеция как новые центры художественной культуры. Перерождение классического искусства в новые направления стили.

2 декабря

Северное Возрождение.
Алтарные образы и портреты в творчестве Яна ван Эйка. Искусство И.Босха. Пейзаж в творчестве Питера Брейгеля Старшего. Творчество  А. Дюрера, Л. Кранаха Старшего, Г. Гольбейна Младшего; Генезис искусства Ренессанса в Северной Европе, формирование региональных школ и их специфические особенности. Сходство и различия.

9 декабря

Европейское искусство от барокко до рококо. Занятие в ГМИИ имени Пушкина. Занятие в постоянной экспозиции Главного здания ГМИИ, изучение материалов на примерах подлинных шедевров европейской живописи.

16 декабря

Европейское искусство 17-18 вв. Италия, от Караваджо до Тьеполо. Французская живопись от Пуссена до рококо. Живопись Рембрандта и Рубенса. Европейское искусство в период Нового времени. Формирование новых художественных центров и рождение новых стилей. Разделение живописи на жанры. Художественный рынок на континенте и его основные заказчики.

23 декабря

Английское искусство 17-18 вв. Ван Дейк и его школа. Сатирические серии У.Хогарта. Портретное творчество Т. Гейнсборо и Д. Рейнольдса. Уильям Блейк. Специфика развития британской школы и ее периодизация. Взаимодействие британских заказчиков с континентальными мастерами и сложение национального стиля. Особенности художественного рынка в Великобритании.

13 января

Рождение романтизма в европейском искусстве. Творчество Ф.Гойи, пейзажи Каспара Давида Фридриха, У. Тернера; Д.Констебла. Живопись назарейцев. 19 век – перелом в европейской культуре. Основные причины и предпосылки формирования нового арт-рынка и его основные участники. Романтизм – первое направление в искусстве нового века и его отличие от старых стилей.

20 января

Французская живопись первой половины 19 в: классицизм против романтизма. Романтическая битва. Ж.-Л. Давид, О. Энгр, Э.Делакруа, Ф. Милле, К.Коро, О. Домье. Художественная ситуация во французской живописи первой половины 19 века. Принципы функционирования Академии художеств и ее влияние на парижский Салон. Салон 1824 года как сцена для борьбы представителей разных поколений и стиля. Специфика живописи романтизма во Франции.

27 января

Рождение модернизма. Гюстав Курбе и Эдуард Мане – основоположники нового искусства. Французский импрессионизм. Формирование концепций искусства реализма и эстетизма и их влияние на сложение новых принципов французской живописи в последней трети 19 века. Развитие художественного рынка в Париже. Импрессионизм как новое направление и новая форма взаимодействия между художниками и заказчиками.

3 февраля

Искусство Прерафаэлитов. От романтизма к эстетизму. Д.Г.Россетти, Д.Э.Милле, Э.Берн-Джонс, Ф. Лейтон, Дж. Уистлер. Живопись прерафаэлитов как альтернатива академизма. Искусство эстетизма в Британии и формы его проявления. Разработка новых принципов изобразительного искусства и специфика британского арт-рынка во второй половине 19 века.

10 февраля

Французский символизм и искусство Ар Нуво. Французский символизм как еще один путь к искусству модернизма. Творчество символистов и их развитие в контексте формирования стилистики модерна. Синтез искусств и его новые возможности в эпоху промышленной революции.

17 февраля

Французская живопись на рубеже 19-20 вв.: неоимпрессионизм, постимпрессионизм, фовизм. Основные направления французской живописи и их ключевые представители. Переход от модернизма к авангарду и новые методы искусства.

24 февраля

Занятие в ГМИИ имени А.С.Пушкина – занятие в Галерее 19 века,  изучение материалов на примерах подлинных шедевров европейской живописи.

2 марта

Ведущие художественные направления в европейской живописи первой половины XX в.: экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм. Общий анализ художественной ситуации в Европе между мировыми войнами, влияние политики и экономики на творчество художников первой половины 20 столетия. 

Pieter Bruegel the Elder. The Hunters in the Snow (1565). Kunsthistorisches Museum in Vienna, Austria.