Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Москва
8 (925) 512 12 16
Концерт

Риад Маммадов. In Tempore. Искусство импровизации

КУПИТЬ БИЛЕТ

Место: Творческая котельная, Левашовский Хлебозавод,  Барочная ул., 4А, Санкт-Петербург 

Что остаётся, когда пианист выходит на сцену без партитуры, без темы и без заранее написанного финала?

26 июня на Левашовском хлебозаводе Риад Маммадов представит In Tempore — сольную программу, целиком построенную на импровизации. Ни одной заранее написанной ноты. Только звук, время и готовность услышать, что между ними возникает. С латинского In Tempore переводится как «во времени» — и именно время здесь становится единственной опорой и сценой. В этой музыкальной ситуации нет репродукции, есть только становление.

Подзаголовок «Искусство импровизации» отсылает к баховскому Kunst der Fuge. Но не по жанру, а по интенции. Если Искусство фуги — это попытка довести форму до прозрачной предельности, то In Tempore — жест в другую сторону: раскрыть форму как результат движения, как феномен, возникающий во времени. Структура здесь не задана заранее — она появляется в процессе, как отпечаток внимания.

Исторически импровизация была нормой, а не исключением. В эпоху Моцарта каденции в фортепианных концертах не записывались: от исполнителя ожидалось, что он завершит мысль композитора собственным голосом. Импровизация была не капризом, а частью общего кода. Позднее, с приходом романтизма, интерпретация всё чаще сводилась к чтению — и исполнитель перестал быть соавтором. Маммадов, который сам импровизировал каденции в концертах Моцарта, возвращается к этому исходному единству — не как стилизации, а как актуальному способу мышления о музыке.

Внутренними ориентирами концерта становятся полифония, модальность XX века, минимализм, а также эстетика Кейджа и архитектурная интуиция Джарретта. Но для Маммадова импровизация — не жанр, а способ существования. Это не эксперимент, а философская практика: форма звучащего мышления, в которой звук не заполняет время, а делает его слышимым.

Пианист и композитор Риад Маммадов в своей творческой деятельности сочетает разные жанры и музыкальные направления. Окончив Московскую консерваторию и аспирантуру по специальности «фортепиано», а также теоретическую аспирантуру как музыковед, он исполняет произведения из классического академического репертуара и вместе с тем развивает в России и мире направление джаз-мугам, ставшее сферой его сценических и научных интересов. Восток проникает в программы музыканта и впрямую, и иносказательно, выражаясь в манере исполнения, найденных интонациях и мотивах. Публике пианист знаком по сольным концертам и совместным проектам с дирижером Теодором Курентзисом и его оркестром musicAeternа, а также по альбомам с классическим, джазовым и авторским репертуаром.