Искусство социалистического реализма на протяжении нескольких десятилетий было фактически единственным официально разрешённым на территории СССР. Художественный язык и метод определялись государством, и это накладывало очевидные ограничения на развитие изобразительного искусства в нашей стране. В то же время, влияние любых художественных новаций, которые могли бы прийти с запада, было если не исключено, то сведено до минимума.
Неудивительно, что после начала перестройки и особенно после распада СССР искусство социалистического реализма, как и многие другие символы советского образа жизни, было подвергнуто стремительному забвению. В результате сложилась парадоксальная ситуация: творчество многих выдающихся художников советского периода оказалось вне исследовательского контекста на территории нашей страны: за последние десятилетия был осуществлен ряд исследований творчества отдельных крупных живописцев, но фундаментальных исследований этого феномена – ни искусствоведческих, ни философских – просто не существует. Об основных этапах развития соцреализма, проблемах восприятия и бытования произведений официальных художников советского периода поговорим на этой лекции.
Место: школа masters, Малый Патриарший пер., 5, стр. 1, Москва
Изображение: Федор Решетников. Опять двойка. 1952 год (Государственная Третьяковская галерея)