К концу XIX века профессиональный танец достиг своих совершенных и отточенных форм в искусстве классического балета, но в это же время он подвергался критике за отсутствие связи с современной ему действительностью. Появление танца модерн в начале XX века «перевернуло» эту ситуацию.
История свободного танца в России началась с Айседоры Дункан, которая не просто совершила хореографическую революцию, но и посредством своего искусства создала новый способ миропонимания. Образцом подражания для Дункан послужили рисунки древних фресок и вазописи, и не меньше вдохновения она черпала в природе. Параллельно с этим аналогичные процессы разворачивались и в изобразительном искусстве, где интерес к Античности отразился в неоклассицизме, а вдохновение органическим миром стало центральной линией творчества Михаила Матюшина. На протяжении XX века танец и изобразительное искусство были связаны не только рефлексией общих исторических и социальных потрясений, но и созданием совместных художественных пространств, начиная с Русских сезонов Дягилева и заканчивая постановками Мерса Каннингема. Вступив в эпоху технической воспроизводимости, танец преодолел свою ограниченность во времени и начал существовать в виде фотографии и видеозаписи. Это позволило танцу переосмыслить свою природу и перейти в новую форму существования уже в XXI веке.
Как складываются отношения танца и изобразительного искусства в XX веке? Каким образом современный танец отражает телесные метаморфозы современного человека? И как танец становится способом духовного преображения? В этих и других вопросах мы разберемся на обзорной экскурсии по выставке «Танец XX века: Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие».
Место: Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1А, Москва
Изображение: www.jewish-museum.ru