Концептуалист Илья Кабаков стал первым художником, открывшим для западной аудитории неприглядность советского быта, — и в первую очередь быта коммунальной квартиры. Средством погружения в удивительную языковую и социальную среду коммуналки стали тотальные инсталляции, которые Кабаков начал придумывать еще в начале 1980-х годов, но смог воплотить только в эмиграции.
«Человек, который улетел в космос из своей комнаты» (1982): это тот самый неведомый жилец, которому удалось-таки катапультироваться. Таким образом он, с одной стороны, воплотил советскую мечту о покорении космоса, а с другой — избежал унизительного существования в коммунальной квартире.
Как изменилось фигуративное искусство в прошлом столетии? Что общего между «Синими сливами» Ильи Маркова и «примусом» Михаила Рогинского, «Сиенским портретом» Петра Кончаловского и «Женщиной в белом» Бориса Турецкого, «Полетом над городом» Марка Шагала и «Красным столом» Виктора Пивоварова? Об этом и многом другом — в лекции Ирины Горловой.
Место: школа masters, Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1, Москва