Буквальное значение слова «богема» – «цыганщина». И, подобно цыганам, люди искусства часто становились номадами – по своей воле или по вине драматических исторических обстоятельств. Мало кто из тех, кто создавал искусство ХХ века, родились, прожили жизнь и прославились в одной и той же стране. Знаменитые артистические диаспоры были интернациональными сборищами экспатов: символ богемного Момартра, колонию – «Корабль-прачечная» делили выходцы из Италии и Испании, в том числе Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, а среди обитателей не менее знаменитой арт-коммуны «Улей» было немало выходцев из Российской империи: Шагал, Сутин, Архипенко и другие. Вторая мировая война заставила европейских модернистов покинуть немецкие и французские города и переместила их в США, Мексику, Палестину и создавать новые анклавы и художественные направления, архитектуру и школы. Авангард в изгнании часто превращается в богему: на смену глобальным планам переустройства общества приходит задача создания своего сообщества здесь и сейчас. Но именно такие сообщества часто меняли ход развития искусства – как это было, например, с преподававшими в Блэк Маунтин Колледже в Северной Каролине выходцами из немецкого Баухауса, сформировавшими новое поколение американского современного искусства.
Место: школа masters, Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1, Москва
Фото: Black Mountain College, 1933-1957