Искусство
Online-курс «Tate Modern: художники Турбинного зала»
Лектор курса
Алексей Бобриков
Историк искусства, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, доцент СПбГУ

Лондонская галерея современного искусства Tate Modern открылась в 2000 году в здании бывшей электростанции. Раньше на ее 1 уровне размещались электрические генераторы, а теперь все пространство The Turbine Hall, так называемого «Турбинного зала», задействовано под инсталляционные проекты, специально заказанные у мировых современных художников. На курсе вебинаров искусствоведа Алексея Бобрикова мы узнаем историю строительства и развития Tate Modern, о художественный проектах, представленных за 20 лет существования галереи и Турбинного зала, а также о художниках, создававших эти проекты.

Фомат: Видеозапись.
*Доступ к записям отдельных вебинаров недоступен.

ПРОГРАММА:

  1. Турбинный зал как проблема
    Турбинный зал представляет собой большое темное пространство, похожее на пещеру. Сначала его хотели использовать как холл, соединяющий между собой залы с постоянной экспозицией. Но позже было принято решение использовать его в качестве площадки для новых сайт-специфичных (то есть созданных специально для пространства) инсталляции известных современных художников. На лекции мы подробнее поговорим об истории строительства галереи, о сложностях экспонирования искусства в Турбинном зале и первых проектах, размещенных в The Turbine Hall.
  2. Олафур Элиассон и проблематика метамодернизма
    The Weather («Погода») 2003 года датско-ирландского художника Олафура Элиассона стала одной из самых посещаемых инсталляции Турбинного зала. Она остается самой известной его работой, которая заняла 11 место в списке The Guardian с лучшими произведениями искусства с 2000 года. На лекции узнаем, как создавалась работа, о ее проблематике и о творчестве Элиассона в целом. 
  3. Аниш Капур и великие мифы
    Работы Аниша Капура известны своими загадочными скульптурными формами, которые пронизывают как физическое, так и психологическое пространство. С их помощью художник исследует метафизические полярности — бытие и небытие или твердость и неосязаемость. На лекции познакомимся с его инсталляцией Marsyas («Марсиас») 2002 года, поставившей пространственное восприятие зрителя в тупик. 
  4. Мирослав Балка и проблема мифологизации политического (исторического) опыта
    «Художники — рабочие, искусство — это работа», — говорил польский художник Мирослав Балка, превративший Турбинный зал в «шкатулку тьмы» в проекте How it is. Зрители переживали личный и коллективный опыт, созданный посредством сенсорных и эмоциональных переживаний через звук, контраст света и тени и темных пространств. На лекции поговорим о том, чем вдохновлялся Балка при создании работы и о ее конструктиве. 
  5. Ай Вейвей и метафоры массового (тоталитарного) общества
    Sunflower Seeds состояла из миллиона фарфоровых семечек подсолнуха, созданных вручную мастерами небольших мастерских китайского города Цзиндэчжэнь. Проект приглашал зрителя более пристально осмыслить феномен «Сделано в Китае» и обратить внимание на геополитику культурного и экономического обмена современного Китая. На лекции обсудим историю создания тотальной инсталляции и ее проблематику.