О школе
Курсы
События
Поездки
Это ваш город?
Да
Нет
О школе
Курсы
События
Поездки
Расписание
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург,
ул. Итальянская д. 17.

+7 (812) 912-93-93
More Masters
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург,
ул. Итальянская д. 17.

+7 (812) 912-93-93
Музыка, Online
История русской музыки в лицах: от Глинки до Рахманинова
Лектор курса
Гюляра Садых-заде
Музыковед, музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей России, Международной ассоциации театральных критиков A.I.C.T.

В online курсе музыкального критика Гюляры Садых-заде кратко излагается история русской музыки. Центральное место в лекционном курсе отведено творчеству корифеев — Глинки, Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», Чайковского, Рахманинова, Скрябина.

Лектор
Садых-заде Гюляра
Музыковед, музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей России, Международной ассоциации театральных критиков A.I.C.T.
Формат

Количество лекций: 12 видеолекций
Длительность лекции: от 2 до 3 часов
Доступ к лекциям: в течение 4 месяцев со дня покупки курса
 

Содержание

Лекция 1. Михаил Иванович Глинка

Характер, биография, эстетика, черты стиля. Русский мелос, немецкая школа и невольные «итальянизмы». Историко-патриотическая драма «Жизнь за царя» и волшебная опера «Руслан и Людмила»: два направления развития жанра. Жанровый симфонизм и творческое освоение форм вариаций и концертной увертюры: «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия». Музыка к трагедии «Князь Холмский». Романсы и песни. Инструментальные ансамбли и фортепианная музыка.

Лекция 2. Александр Сергеевич Даргомыжский

Первый разночинец русской музыки. Черты стиля и художественный метод. Речевая интонация и декламационность: поиски музыкальной «правды». Ранние сочинения: романтическая опера «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха» «Каменный гость». Opus magnum: музыкальная драма «Русалка». Камерная речитативная опера «Каменный гость». Романсы и песни.

Лекция 3. Антон Рубинштейн: пианист, композитор, общественный деятель

Биография, общественный темперамент, пианистический стиль и эстетическая платформа Рубинштейна. Основание Русского музыкального общества и первой консерватории в Петербурге. Проведение циклов «Исторических концертов». Опера «Демон», симфония «Океан», романсы и инструментальные концерты. Николай Рубинштейн: основание Московской консерватории, педагогическая и концертная деятельность.

Лекция 4. Возникновение «Могучей кучки»: Милий Балакирев и Цезарь Кюи

Становление петербургской композиторской школы: идеология, эстетические принципы и разногласия. Критики Стасов, Кюи и Ларош. Беляевский кружок. Милий Балакирев: симфоническая поэма «Тамара», фортепианная фантазия «Исламей», романсы и песни. Цезарь Кюи: оперы «Вильям Ратклиф» и «Анжело».

Лекция 5. Модест Петрович Мусоргский

Характер и судьба. Стиль и язык. Трихордовые комплексы как основа лексических и гармонических конструкций. «Правда, как бы ни была солона»: ранние речитативные оперы «Саламбо» и «Женитьба». «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Песни и романсы. Вокальные циклы «Детская»,«Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе».

Лекция 6. Николай Андреевич Римский-Корсаков (I)

Первые композиторские опыты и общение с членами Балакиревского кружка. Интерес к русскому фольклору. Мелос и особенности формообразования. Между исторической драмой и сказкой: оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога». «Царская невеста». Особенности оркестрового письма и программность. «Гамма Римского-Корсакова» и гармоническое колорирование. Симфонические опусы: «Увертюра на три русские темы», «Садко», «Антар», «Шехеразада», «Испанское каприччио», «Светлый праздник».

Лекция 7. Николай Андреевич Римский-Корсаков (II)

Зрелый оперный стиль и постромантическая гармония в «Кащее Бессмертном» и в «Сказке о царе Салтане». Лирико-психологическая драма: «Царская невеста». Русский «Парсифаль»: «Сказание о невидимом граде Китеже». Сатира на самодержавие: «Золотой петушок». Романсы, хоры и сборники русских народных песен. Учебники и преподавательская деятельность .

Лекция 8. Александр Порфирьевич Бородин

Химик, композитор и общественный деятель. Опера «Князь Игорь». Симфоническое творчество. Симфоническая картина «В Средней Азии» и Вторая «Богатырская» симфония. Квартеты и романсы.

Лекция 9. Петр Ильич Чайковский (I)

Происхождение и родословная. Семья в Воткинске. «Это был стеклянный ребенок». Училище правоведения и дружба с Апухтиным. Антон Рубинштейн и учеба в консерватории. Первые опыты композиции. Из Петербурга в Москву. Работа в Московской консерватории. Симфония «Зимние грезы». Программные увертюры и фантазии. Первые оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула». Влияние «Могучей кучки», историзм и поиски собственного языка. «Евгений Онегин»: поэма Пушкина и опера Чайковского. Встреча с Антониной Милюковой и неудачный брак. Бегство в Италию. Переписка с баронессой фон Мекк. Четвертая симфония.

Лекция 10. Петр Ильич Чайковский (II)

По направлению к большой романтической опере: «Орлеанская дева», «Мазепа» и «Чародейка». Охота к перемене мест: Флоренция, Рим, Париж, Майданово, Симаки, Каменка, Браилово. Симфонизация балетной музыки: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Пятая симфония, сюиты и инструментальные концерты.

Лекция 11. Александр Николаевич Скрябин

Музыкальный символизм и постромантическая гармония. Полиритмия и политональность. «Кристалл сознания» и заклинание времени. Мистические озарения и антропософия. Симфоническое творчество: «Поэма экстаза», Третья симфония и цветомузыка «Прометея». «Предварительное действо» и утопический замысел «Мистерии». Жанр фортепианной миниатюры: прелюдии, мазурки, этюды и вальсы. Фортепианные сонаты и поэмы. Фортепианный концерт.

Лекция 12. Сергей Васильевич Рахманинов

Последний романтик трагической эпохи: биография, творчество, черты стиля. Учеба в Московской консерватории и покровительство Чайковского. Дипломная работа – опера «Алеко». Композитор, пианист и дирижер. Первые фортепианные концерты и симфонии. Гастроли в Европе и Америке. Предчувствие катастрофы: «Остров мертвых», «Колокола», Третий фортепианный концерт, «Этюды-картины». Отъезд из России и жизнь в эмиграции. «Вариации на тему Паганини» и «Симфонические этюды».