О школе
Курсы
События
More Masters
Декоративно-прикладное искусство, Дизайн
История прикладного искусства и дизайна
Лектор курса
Анастасия Ярмош
Кандидат искусствоведения, специалист по истории декоративно-прикладного искусства и дизайна

История прикладного искусства и дизайн-практик лежит в границах нашей повседневности и представлений о развитии в искусстве и культуре. Исторические эпохи и стили, мода и личные предпочтения художников, архитекторов и исторических персонажей оказывали влияние на создание образа мира, который нам сегодня знаком. Целью данного курса является формирование широкого эрудированного представления о развитии предметной среды как в контексте художественных направлений Ренессанса, Барокко, Рококо и Классицизма, так и стратегий дизайн-практик ХХ века.

Ярмош Анастасия
Кандидат искусствоведения, специалист по истории декоративно-прикладного искусства и дизайна
Программа курса

Курс состоит из 14 видеолекций и доступен слушателям в течение 4 месяцев с момента приобретения. 

7 октября (понедельник)

  • Прикладное искусство в системе материальной культуры
    Объект и предмет в прикладном искусстве. Роль исторических эпох и стилей в развитии приемов формообразования. Концепции, формы и визуальные традиции Ренессанса, Барокко, Рококо, Классицизма. Композиция в прикладном искусстве и дизайне: от канона к абстракции. Основы анализа предметов прикладного искусства. Проблема формы и конструкции. Роль материала  и развитие технологий и приемов формообразования в прикладном и дизайне. Декоративные решения: от орнамента к художественным тропам.

14 октября (понедельник)

  • Искусство керамики
    Глина  как первый художественный материал человечества. Керамика в традиции и практике мастеров Востока. Китайский фарфор от династии Тан к эпохе Канси. Источники керамических практик в Европе: итальянская майолика, французские и голландские фаянсы. «Порцелановая» мания Европы в  контексте модных  увлечений XVIII века. Искусство фарфора XVIII-XIX вв.: Мейссен, Севр, Вена, Императорский завод в Петербурге. Керамика как арт-объект в практике художников: Гоген, Матисс, Шагал, Пикассо, Миро. 

21 октября (понедельник)

  • Искусство стекла
    Античная традиция стеклоделия и Плиний Старший о стекле. Особенности технологии и форм изделий. Венецианское стекло эпохи Возрождения: приемы мастеров Мурано, техника миллефиори и стеклянной вити. Художественное стекло: Германия, Франция. Стекло в искусстве и европейской традиции Нового времени: мастера Богемии и английские стеклодувы. Специфика алмазной гранки и гравировки. Стекло XIX– начала ХХ века: эпоха историзма и модерна. Произведения мастеров Императорского стеклянного завода. Творчество Эмиля Галле.

11 ноября (понедельник)

  • Художественный металл
    Роль металлов в повседневной культуре античности и Средневековья, символика и сакральное значение. Декоративные черты и особенности формы (кубки, ложчатые кубки, акваманилы и пр.). Центры художественной обработки металла: Венеция, Падуя, Нюрнберг, Аусбург. Мастерские Нюрнберга и Аугсбурга. Ананасные кубки, кубки-«наутилусы». Дюрер и проекты столовых изделий из серебра. Немецкое и польское художественное серебро XV–XVIIIвв. Искусство декоративной бронзы и серебра и его развитие в рамках концепции ампирного интерьера: принципы формообразования, сюжеты, типы. Художественное серебро: Луи Окок, Ж. Бапст, Л. Фализ. Фирма Роберта Гаррарда.

18 ноября (понедельник)

  • Костюм и модные практики
    Формирование традиции женского и мужского повседневного и праздничного платья от Античности к раннему Новому времени. Костюм и его роль в повседневной культуре: семантика, этикет, социальный статус владельца. Исторические процессы и эволюция художественных стилей как факторы влияния на облик платья. Стилистика рококо и её влияние на художественный облик женского, мужского придворного платья. «Новая античность» французского Ампира. Историзм и его влияние на художественный образ парадного (придворного) костюма 1840–1890 гг. «Эстетическое платье» в творчестве прерафаэлитов и в контексте британского Эстетического движения. Становление профессиональной модной индустрии в 1920–1940: Коко Шанель и Жанна Ланва(е)н. Эксцентричный феминизм и авангард Эльзы Скиапарелли.

25 ноября (понедельник)

  • Ювелирное искусство
    Бенвенуто Челлини и ювелирное искусство эпохи Ренессанса и Барокко. Ювелирные украшения в ансамбле женского придворного и повседневного костюма XVIII–XX столетий: типология и этикет. Французское ювелирное искусство первой четверти XIX века и стиль Ампир. Историзм в ювелирном искусстве 1830–1880 годов. Эпоха Ар Нуво в европейском ювелирном искусстве. Творческая практика Рене Лалика и его современников. Эстетика Ар Деко и её влияние на ювелирное искусство довоенного времени (1920–1930 годы). Авангард в ювелирном искусстве ХХ века. Развитие авторских линий и собственной фирменной эстетики в истории ювелирных домов ХХ века: Cartier, Tiffany&Co., Bvlgari, Van Cleef & Arpels, Graff и Harry Winston.

29 ноября (пятница)

  • Искусство интерьера и художественная мебель
    Традиции барочной культуры и искусства классицизма и концепции оформления жилого интерьера в XVII–XVIII вв. Возникновение проектной деятельности в области материальной культуры и декоративно-прикладного искусства. Работы Ш. Персье и П.-Ф.-Л. Фонтена – проектная деятельность эпохи Ампир. Французская мебель первой четверти XIX века: мастерская братьев Жакоб, мастерская П.-Ф. Томира, мастерская М.-Г.Бьенне. Интерьерные решения в стиле ампир резиденций Фонтебло, Сен-Клу, Тюильри, Компьен и Мальмезон. Мебель Германии и Франции XVII–XVIIIвв. Д. Рёнтген, Ж.-А.Ризнер и Г. Гамбс. Работа мастерской Гамбса в России. «Русский Жакоб».

2 декабря (понедельник)

  • Прикладные практики эпохи Art& Crafts: 1860–1890 гг.  
    Эстетическое направление и «Движение искусств и ремесел». Формирование концепции индивидуального жилого интерьера: Уильям Моррис и оформление коттеджа Ред Хаус. Джон Раскин и споры о роли прикладного искусства. Развитие проектной культуры и формирование дизайн-практик. Всемирные выставки и популяризация проектов авторского прикладного искусства (Лондон, 1851; Чикаго, 1891; Париж, 1900; Париж, 1925). 

6 декабря (пятница)

  • Прикладные практики эпохи «belleepoque»
    Прикладное искусство эпохи модерна. Развитие декоративных принципов и приемов формообразования Ар Нуво в творчестве Э.Галле, Тиффани, Р.Лалика, А.Крога и А.Валландера. Бельгийский модерн – Анри ван де Вельде и Виктор Орта. «Шотландский модерн» в прикладной графике и дизайне интерьера «Четверки Глазго». Творчество Чарльза Макинтоша: анализ проектных решений «Дома любителя искусств» и «Чайных ивовых комнат». Мебель и жилой интерьер эпохи модерна (Ар Нуво, Югендштиль) – региональные особенности: Россия, Франция, Северная Европа. 

9 декабря (понедельник)

  • «Век» модернизма – прикладные практики 1910 – 1940 гг.
    Теория дизайна: деятельность Генри Мутезиуса и Петера Беренса. Веркбунд и практика gesamkunstwerk. Понятие функционализма и его отражение в пратике ЙюХоффмана, П.Беренса, Й.Ольбриха. Школа Баухаус – история, теория, метод и практика. Мебельная, металлическая и текстильная мастерские. Творческие практики лидеров баухаус. Школа Крэнбрук и практика Ээля и Лоии Сааринен в США. Модернизм и функционализм в прикладных практиках и принципах оформления жилого пространства: Ле Корбюзье (Франция), Райт (США).

13 декабря (пятница)

  • Концепции «послевоенного мира» в дизайне и прикладных практиках
    Развитие традиций проектирования и оформления интерьера в послевоенный период: 1950–1960 годы. «Концепции послевоенного мира» в истории прикладных художественных практик 1950–1960 годов. Развитие национальных моделей функционализм: США, Великобритания, Италия, страны Скандинавии.Стайлинг как явление интеграции промышленности и дизайна.Творческая практика Чарльз и Рей Имзов в США. Творчество Ээро Сааринена и Жоржа Нельсона. Британская эстетика в развитии традиций функционализма: творчество Робина и Люсьен Дей, Эрнста Рейса.Органический дизайн жилой среды в странах Скандинавии. Прикладная практика Ханса Вегнера, Вернера Пантона и Арне Якобсона.

16 декабря (понедельник)

  • Промышленный дизайн и предметный мир 1960–1970 гг.
    Проектная культура в Италии как особая область творческой деятельности архитекторов и дизайнеров 1930–1960-е годы. Теоретическое и художественное наследие Джио (Джованни) Понти. Формулировка и интерпретация содержания терминов «суперискусство», «новеченто» в условиях индустриального дизайна. Особенности творческого наследия и авторских проектов Карло Моллино и Пьетро Форназетти. Ульмская школа и проблема типизации инвайромента. Развитие традиций итальянского прикладного искусства и дизайна в 1970-е годы. Проекты Дж.Колокомбо и введение островного компонента в проектирование и оформление жилой среды. Концепция Дж.Коломбо «Rotoliving» (1966).

20 декабря (пятница)

  • Дизайн-практики между визуальным искусством и архитектурой 1970–1980 гг.
    Становление проектной культуры и прикладных практик 1970–1990 годов. Влияние эстетики поп-арта и оп-арта на формирование художественной образности предметов жилой среды. Развитие понятия «инвайромент» в искусстве оформления интерьера последней трети ХХ века. Творчество Энзо Мари, Людовико де Сантиллваны, Пирелли Чинтурато, Гая Ауленти, Мэри Каунт, Вильяма Клейна. Плюрализм авторских концепций и развитие эстетики «антидизайна». Интерпретация возможностей эстетики антидизайна в творчестве Гаэтано Пеше. «Космическая программа» 1960–1970 и ее влияние на изоморфические качества объектов дизайна и жилой среды. Финский модернизм и его интерпретация в творчестве Ээро Арнио.
  • «Глобальный дизайн» и предметный мир 1980–2000 гг.
    Формирование предметного дизайна объектов жилого интерьера в рамках развития направления «радикального дизайна». Теория и практика Алесандро Мендини в 1970-е годы. Вторая волна «Антидизайна» и эстетика группы «Алхимия», прикладная практика Алессандро Гурьеро. Работы группы «Мемфис» в 1980–1990 годы: Алессандро Мендини, Эторе Сотссас, Андре Бранзи, Микеле де Луки. Эстетика стиля «Мемфис» и ее влияние на современные практики. Голландский дизайн и круг архитекторов DroogDesign. Проекты Рона Арада. Роль деформации и дополненной реальности в современном интерьере. Проблема восприятия, физика зрения. Коллекция Smoke– деконструкция и аддитивное наполнение. Проекты Рона Гиланда.