О Masters
Курсы
Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Санкт-Петербург, Итальянская улица, дом 17
8 (921) 184 44 50
Москва
8 (925) 512 12 16

Online-курс «Еврейское искусство: от фольклора к авангарду»

Лектор
Валерий Дымшиц

Этнограф, поэт, переводчик, научный сотрудник Межфакультетского Центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в Санкт-Петербурге, член редколлегии журнала «Народ Книги в мире книг», член Всероссийского творческого союза «Мастера литературного перевода».

В начале XX века художники еврейского авангарда начинают искать новые выразительные средства в народном искусстве. Несмотря на отсутствие многовековой художественной традиции и малоизученность самой области еврейского народного искусства, первая четверть прошлого века ознаменовалась появлением такой влиятельного направления, как еврейский авангард. Курс специалиста по иудаике Валерия Дымшица сфокусируется на специфике развития еврейского авангарда и открытия еврейского народного искусства, которое проходило фактически одновременно. Мы проанализируем несколько текстов о еврейском искусстве, поговорим о возникновении художественного объединения «Культур-Лига», феномене «еврейской» графики Лазаря Лисицкого и влиянии его творчества на развитие книжной иллюстрации, а также о многих других аспектах еврейского авангарда, области до сих пор малоизвестной широкой публике.

Программа лекций подготовлена совместно с благотворительным фондом AdVita и Европейским Университетом в Санкт-Петербурге.
Весь сбор от продажи курса будет направлен в благотворительный фонд AdVita, помогающий онкологическим больным, которые проходят лечение в Петербурге.

Формат: видеозаписи вебинаров, которые прошли в марте-апреле 2020 года
*Курс доступен для покупки до 31 декабря 2023.

План программы
Лекция 1

«Еврейское народное искусство и «Еврейский бестиарий»
В XVII – ХХ веках на обширной территории Восточной Европы сформировалась самобытная еврейская художественная традиция, репрезентированная в росписях синагог, декоративной резьбе надгробий, художественном металле, текстиле, лубочных картинках. В ходе лекции будут показаны фотографии различных образцов еврейского народного искусства, как хранящиеся в музейных коллекциях, так и собранные во время экспедиций. Особое внимание будет уделено символическим аспектам традиционных зооморфных орнаментов. Такой книги как еврейский бестиарий никогда не существовало, но мы попробуем сочинить ее сами, глядя на многочисленные изображения фантастических животных.

Лекция 2

«Семён Акимович Ан-ский и поворот к еврейской народной культуре»
Семён Акимович Ан-ский, эсер, этнограф и писатель, автор прославленной пьесы «Дибук», стал тем, кто показал еврейской художественной интеллигенции еврейскую народную культуру. Именно он организовал первые фольклорно-этнографические экспедиции в «черту оседлости» Собранные им артефакты составили коллекцию первого еврейского музея в России. Его двоюродный племянник Соломон Юдовин, впоследствии видный советский график, стал официальным фотографом и художником этих экспедиций. Творчество Ан-ского и мир местечек, запечатленный Юдовиным, станут предметом этого занятия.

Лекция 3

«Культур-Лига и ее художники»
В Киеве в 1918 г. возникло художественное объединение «Культур-Лига». Этому событию способствовало два импульса: новые (прежде всего кубистические) художественные идеи из Парижа и открытие фольклорного искусства. Художники «Культур-Лиги» стали самыми яркими представителями еврейского художественного авангарда. На занятии я постараюсь больше всего времени уделить самому из них интересному – Сухеру-Беру Рыбаку. Также речь пойдет о появлении новой еврейской детской книги.

Лекция 4

«Еврейский художник Лазарь Лисицкий»
В 1916 – 1922 гг. Лазарь Лисицкий был одним из самых продуктивных художников еврейского авангарда. Значительную роль в творческой биографии Лисицкого сыграло его участие в работе еврейского культурного и художественного объединения – киевской Культур-лиги. Вершиной «еврейской» графики Лисицкого стала серия цветных литографий «Хад гадъя (Козочка)», иллюстрирующих пасхальную песенку, написанную на арамейском языке. Еврейскому художнику Лазарю Лисицкому вскоре предстояло превратиться в супрематиста, а потом конструктивиста Эль Лисицкого. Но все ресурсы для этого превращения были им обретены в процессе создания иллюстрированных еврейских детских книг. Открытия, сделанные Лисицким, были широко использованы другими иллюстраторами детской книги.

Лекция 5

«Два манифеста. Сухер-Бер Рыбак, Борис Аронсон. “Пути еврейской живописи”. Лазарь Лисицкий “О Могилевской синагоге. Воспоминания”»
Еще в 1916 Лисицкий и Аронсон вместе изучали росписи синагог в Белоруссии. В 1919 г. С.-Б. Рыбак вместе с будущей звездой американской сценографии Борисом Аронсоном написали манифест, провозглашающий национальное еврейское искусство. В 1923 г. Л. Лисицкий написал грустную статью о том, почему это невозможно. Параллельным анализом этих двух интересных текстов мы завершим наш курс.