Искусство
Древнерусская живопись
Лектор курса
Глеб Ершов
Искусствовед, специалист по искусству XX века, автор книги «Художник мирового расцвета. Павел Филонов»

Как развивалось искусство Древней Руси со времен язычества и до XVII века? Почему каждое княжество соблюдало собственные художественные традиции? Чем икона отличается от классической картины? На лекциях искусствоведа Глеба Ершова вы познакомитесь с главными памятниками древнерусской живописи: от Андрея Рублёва до Симона Ушакова.

ПРОГРАММА КУРСА:

  1. Русская икона.
    Богословские аспекты иконы. Иконография образов. Место и роль иконы в древнерусской культуре. Иконографическая программа росписи древнерусского храма. Византия и Древняя Русь. Канон в иконописи, роль лицевых подлинников и программы росписей для внутреннего убранства. Символика цвета и света в иконописи.
  2. Домонгольская живопись Древней Руси.
    Мозаичное и фресковое убранство Киевской Софии и Михайловского Златоверхого монастыря. Фрески Великого Новгорода и Пскова. Первые русские иконы (Ангел Златые власы, Богоматерь Великая Панагия, Петр и Павел, Устюжское Благовещание, Спас Нерукотворный и др.)
  3. Андрей Рублев.
    Русское предвозрождение. Сергий Радонежский и духовный подъем в культуре середины — второй половины XIV века. Андрей Рублев и византийское искусство. Миниатюры евангелия Хитрово. Андрей Рублев и Феофан Грек. Создание иконостаса Благовещенского собора в Московском кремле. Троица Андрей Рублева: богословие и иконография.
  4. Феофан Грек.
    Феофан Грек и монументальная живопись Великого Новгрода второй половины XIV века. Фресковые ансамбли церквей Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата, Спаса на Ковалеве. Идеи исихазма в русской культуре и искусстве. Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Икона «Преображение» Феофана Грека.
  5. Древнерусские живописные школы.
    Становление центров художественной культуры в XIII — XV веках. Особенности иконографии, стиля, техники письма. Московская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ростовская, Вологодская школы живописи. Феномен «северных писем». Связь с литературой и фольклором.
  6. Дионисий.
    Дионисий и расцвет живописи Московской руси середины XV — начала XVI веков. Росписи собра Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконы Дионисия (мтрополитов Петра и Алексея, «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «распятие», «Сошествие во ад». Круг Дионисия.
  7. Живопись XVII века.
    Строгановская школа иконописи конца XVI – первой половины XVII веков. Симон Ушаков и мастера московской оружейной палаты. «Слово об иконописи» Ушакова. Церковный раскол в древнерусской культуре и искусстве. Фресковые ансамбли церквей Москвы, Ростова, Звенигорода, Ярославля, Романова- Борисоглебска, Костромы.

Место: Школа Masters, Итальянская ул., 17, Санкт-Петербург