Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Москва
8 (925) 512 12 16

Online-курс «Скульптура в искусстве XX века»

Лектор
Иван Чечот

Кандидат искусствоведения, руководитель сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств, автор многочисленных научных работ по истории искусства Нового и новейшего времени, в том числе книги «От Бекмана до Брекера: статьи и фрагменты» (премия С. Курехина)

Формат

Количество лекций: 12 видеолекций (запись очного курса 2019 года)
Длительность лекции: от 2 до 3 часов
Доступ к лекциям: в течение 4 месяцев со дня покупки курса

Содержание курса

Лекция 1. Что такое скульптура и что с ней стало в XX веке?
Скульптура и «художественное творчество в трехмерном пространстве» — общее и различия. Некоторые традиционные термины скульптуры: статуя, рельеф, памятник. Античные, мифологические и философские истоки теории скульптуры. Ренессансные и академические традиции в XIX веке. Традиционные функции скульптуры и ее жанров. Идея чистой формы в скульптуре XX века. Отказ от статичной формы. Проникновение динамики, движения в скульптуру. Скульптура и культивирование материалов в XX веке. Скульптура и «найденный объект». Понятие арт-объекта. Новые функции творчества в трехмерном пространстве; скульптура и общественное пространство вчера и сегодня.

Лекция 2. Огюст Роден и другие отцы модернистской скульптуры
Огюст Роден в контексте художественных направлений своей эпохи: салонный академизм, натурализм, импрессионизм, символизм. Роден как инициатор бесформенной скульптуры: атектоника, динамизм, фрагментарность. Роден и проблема монумента. Отказ от монументальности. Другие отцы современной скульптуры: Медардо Россо, Адольф Гильдебрандт, Аристид Майоль, Оноре Домье и Эдгар Дега, Поль Гоген и Ренуар.

Лекция 3. Скульптура фовизма, кубизма, футуризма и экспрессионизма
Матисс как скульптор. Почему фовизм не породил скульптурной школы? Сезанн и скульптура. Увлечение экзотической скульптурой в начале XX века. Скульпторы-кубисты: Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Александр Архипенко. Скульпторы-футуристы: Боччони. Отчего футуризм почти не выражен в скульптуре? Экспрессионизм в скульптуре: Э. Л. Кирхнер, Вильгельм Лембрук, Эрнст Барлах, Бернхард Хетгер.

Лекция 4. Константин Бранкузи 
Бранкузи и его румынские народные корни. Стили модерн, ар-деко и символизм в его творчестве. Материалы, образы, символы. Опыт создания монумента. Бранкузи как метафизик. Бранкузи как элитарное явление. Бранкузи и прикладное искусство. Изменения в статусе Бранкузи за последние 50 лет.

Лекция 5. Абстрактная скульптура: от сенсации к привычному 
Существует ли абстрактная скульптура или только абстрактные приемы внутри отдельных и различных художественных направлений (кубизм, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, минимализм, оптическое искусство и пр.)? Малевич, Кандинский и Мондриан, основатели абстрактного искусства, точки зрения скульптуры и трехмерного пространства. Скульпторы Наум Габо, Николай Певзнер, Ласло Мохой-Надь. Татлин как художник трехмерного пространства. Абстрактные формы как привычный антураж современного западного города. Ричард Серра и Ульрих Рюкрим.

Лекция 6. Дадаизм и скульптура 
Категории «скульптура», «вещь», «объект», «конгломерат», «подбор», «ассамбляж», «конструкция». Негативное отношение дадаизма к скульптуре, монументальности, завершенности, а также к художественным материалам. Дадаизм как колыбель новой пластики и работы в трехмерном пространстве с разнообразными материалами. Ганс Арп, дадаист и скульптор. Макс Эрнст, Ханна Хех, Курт Швиттерс, Отто Фрейндлих и их работы, которые формально относятся к скульптуре. Квазискульптурные моменты в творчестве Пикабиа, Ман Рея и Отто Дикса.

Лекция 7. Марсель Дюшан как скульптор 
От живописи к трехмерному пространству. Ранние картины с мотивом человеческой фигуры. Сущность реди-мейда. Писсуар, сушилка и другие произведения как псевдоскульптуры. Из трехмерного пространства — в пространство сновидения, воспоминания и виртуальности. Изобретение мультипля. Дюшан как живая скульптура. Новое понимание пластики (в противоположность скульптуре).

Лекция 8. От скульптуры к объекту и инсталляции 
Для инсталляции нужны объекты. Уже их собирание и расположение в пространстве есть перформанс. Последний преобразует найденное и создает новое. Инсталляция может быть следом перформанса. Найденные объекты есть следы и фрагменты предшествующих действий. Документация и музеализация перформанса порождает инсталляцию. Названные процессы можно наблюдать в творчестве Йозефа Бойса, крупнейшего художника-скульптура, внесшего новую динамику в понимание творчества как пластического процесса. Понятие о социальной скульптуре-пластике. Бойс в мастерской Эвальда Матаре. Скульптура Бойса. Акции Бойса. Американский художник Эдвард Кинхольц и превращение скульптуры и инсталляции в подобие нового сунического искусства. Скульптура и сцена вчера и сегодня.

Лекция 9. Сюрреализм и скульптура 
Противоречивое отношение сюрреализма к статичному изображению. Культ энигматической маски. Метод овеществления эфемерного. Алхимический культ материалов. Дали и скульптура. Скульптурные работы Хуана Миро. Скульптурный момент в иллюзорном мире де Кирико. Наследники сюрреализма и скульптура. Эрнст Фукс и Жан Тенгли. Поп-арт как один из наследников дада и сюрреализма. Трехмерные объекты Раушенберга, Лихтенштейна, Джаспера Джонса в публичном пространстве. Возвращение монументальности.

Лекция 10. Консервативная скульптура XX века 
Разнообразие консервативных явлений в XX веке. Релевантность и нерелевантность идеологии художников при оценке их достижений. Традиционная функционально-жанровая система. Франция: Бурдель и Деспио. Италия: скульптуры Мраморного стадиона в Риме. Испания: Хуан де Авалос и его монумент в Долине павших. Германия: Георг Кольбе, Фриц Кремер. Россия: Вера Мухина, Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин.

Лекция 11. Западная скульптура 1950–1970-х годов 
Появление и развитие музеев скульптуры. Сады и парки современной скульптуры. Скульптурные фестивали, пленэры, воркшопы. Скульптура как паблик-арт. Изучение истории скульптуры. Выставки по истории скульптуры. Юбилеи скульпторов. Скульптура на Венецианской биеннале и на Документе в Касселе.

Лекция 12. Место скульптуры в культуре конца XX — начала XXI века
Скульптура и другие виды визуального искусства: театр, кино, видео. Скульптура и дизайн. Скульптура и архитектура в XX веке. Неактуальность скульптуры. Левая критика официального, буржуазного и фетишистского характера скульптуры. Упорство традиционных общественных структур в их обращении к скульптуре в целях увековечивания памяти лиц и событий. Скульптура XX века и церковь. Социальные и эстетические перспективы скульптуры в цифровом информационном обществе. Скульптура и политическая борьба.