В современном западном представлении эстетика Японии, в основном, представлена теми категориями, которые кажутся нам наиболее далёкими от общих представлений о красоте в западном мире: это подчеркнутая скромность и лаконизм, ощущение недосказанности или выразительной скудости – именно эти черты японской национальной эстетики покорили художников и дизайнеров в ХХ веке. Однако в японской культуре, несомненно, присутствует и яркая броскость, и кричащая роскошь, и изысканность, и экстравагантность. В этом курсе мы постараемся разобраться в основных понятиях японской эстетики и увидеть эту культуру во всём её разнообразии и сложности.
Возрастное ограничение: 18+.
Видеозаписи очных занятий.
Доступ будет открыт в течение 4 месяцев со дня оплаты.
Моно-но аварэ – свойство взгляда
Понятие моно-но аварэ – «очарования вещей» сложилось к Х веку и выразилось, в основном, в поэзии и прозе блистательной эпохи Хэйан. Для этого времени расцвета куртуазной культуры умение глубоко чувствовать, переживать и выражать свои чувства было не только признаком социальной избранности, но и духовной потребностью – буддизм учил о бренности мира, его мимолётности, и в этой-то мимолётности и крылась прелесть моно-но аварэ.
От ваби до сибуй – красота умеренности
В современном западном представлении именно эстетические категории ваби и саби – умеренности, простоты и безыскусности, а также меланхолической очарованности прошлым – являются самыми яркими и чуть ли не основополагающими характеристиками японской культуры. Также и терпкая, но неброская красота сибуй воспринимается основой японского стиля жизни и, позднее, японского дизайна, который поражает чистотой линий, уравновешенностью, лишённой напряжения и симметрии. На лекции поговорим о содержании этих понятий и увидим классические примеры красоты ваби, саби, югэн и сибуй.
Карэй – ослепительная красота
Социальный статус японских военных аристократов эпох правления военного сословия требовал демонстрации роскоши. Пышное богатство и эмоциональный пафос нашли выражение в понятии карэй, которым в древности описывались придворные церемонии, религиозные действа и фестивали в императорской столице эпохи Хэйан. Для средневековой Японии – златотканые одежды, торжественные представления театра Ногаку, изделия из лака с золотом, блестящий фарфор стали воплощениями «статусной» красоты.
Фурю – в потоке ветра и в модном стиле
В стиле «ветра и потока» жили легендарные даосские мудрецы в Китае, просвещённые чиновники, удавившиеся от суеты двора для интеллектуального досуга, занятий поэзией и живописью, а также странствующий монах – торговец чаем Байсао в Японии, и интеллектуалы бундзин. Поговорим о том, как в Японии это понятие трансформировалось от утончённой элегантности к модному образу жизни и в каких произведениях искусства мы можем встретить разные виды фурю.
Кабуку и басара – стиль подмостков и поля боя
Японский театр Кабуки, который теперь известен всеми миру как классическая театральная традиция Японии, в начале XVII века был непритязательным городским развлечением с интермедиями, вызывавшими у чистой публики недоумение и возмущение. Что привлекало горожан в этом театре? Что такое «стиль кабуки» на подмостках, в самурайских доспехах и в керамике? И при чём тут древнее индийское божество Ваджра?
Ики – воздух японского города
Впервые понятие ики встречается в японской литературе второй половины XVIII века и описывает особый дух, этические и эстетически идеалы «быстротечного мира» кварталов удовольствий и горожан, вовлечённых в жизнь этих кварталов через театры, развлечения и личные отношения. Однако ики – это не столько «радость жизни» сколько преодоление её тягот, противостояние давлению и дух протеста, выражавшийся в самых элегантных и тонких формах, в разных аспектах городской жизни – от искусства гравюры до платья и аксессуаров.
Запись публикуется в течение 2-3 дней с момента проведения занятия.