Пять лекций цикла посвящены современным художникам, чьи работы были сенсациями международных выставок нынешнего столетия. Авторы, о которых пойдет речь, принадлежат разным поколениям и культурам и представляют весь спектр современных медиа, – от архитектуры и скульптуры до аниматронных инсталляций, биоарта и сотрудничества с нейросетями. Каждый из них оказывается связующим звеном между наследием исторического авангарда и грядущими перспективами искусства.
Видеозаписи очных занятий (публикуется в течение 3-4 дней с момента проведения).
Доступ будет открыт в течение 4 месяцев со дня оплаты.
Джеймс Таррелл. Абстракция после живописи
Патриарх американского искусства начинал свои эксперименты со светом еще в конце 1960х годов, но его opus magnum – гигантская обсерватория в потухшем кратере вулкана Родена – близится к завершению только сейчас. Таррелл на свой лад продолжает поиски «духовного в искусстве», начатые первооткрывателями абстракции в начале прошлого века, но, в отличие от Кандинского или Ротко, он творит не красками, но самим светом, и умеет выкраивать абстрактные композиции непосредственно из небесного свода.
Пьер Юиг. Нечеловеческие и человеческие агенты искусства
Француз Юиг – один из тех художников, чье искусство в 1990-е для критика Николя Буррио стало примером «эстетики взаимоотношений» – стремления заново наладить взаимодействие между искусством и повседневной жизнью, реальностью и вымыслом. Проекты Юига порождают своего рода новую «сюрреальность» со своими ритуалами и времяисчислением, традициями и мифами. Создаваемые им миры предлагают публике вступить во «взаимоотношения» с представителями нечеловеческих миров – будь то собаки или бактерии, павлины и раковые клетки, мухи и искусственный интеллект.
Кристоф Бюхель. Вторжение хлама.
Проект швейцарца Кристофа Бюхеля «Monte di Pietà», преобразившего венецианский палаццо в подобие гигантского ломбарда, в котором музейные сокровища затеряны и запрятаны среди груд хлама, стал сенсацией параллельной программы нынешней Венецианской биеннале. Художник оперирует пугающими трансформациями мест и перемещениями объектов. В предыдущие годы он уже преображал одну из венецианских церквей в мечеть и выставлял обломки настоящей рыбацкой лодки, потерпевшей кораблекрушение с сотнями нелегальных беженцев на борту. Для Бюхеля смещение границ между реальностью и искусством – не «портал» в сюрреальность, но разрушение той «зоны комфорта», которой для многих является искусство.
Симоне Ли и «автоэтнография»
Чикагская художница Симоне Ли стала первой афроамериканкой, представлявшей США в национальном павильоне на Венецианской биеннале – в 2020 году ее проект был удостоен Золотого льва – главной награды биеннале. В своем искусстве Симоне Ли исследует свою идентичность и продолжает уходящую корнями в исторический авангард традицию переосмысления традиционного африканского искусства.
Сунь Юань и Пэн Юй. Машины дистопии
Работающая вместе пара художников Сунь Юань и Пэн Юй представляют предельный радикализм, который отличает современное китайское искусство. В их пугающе зрелищных инсталляциях машинения и плоть уподобляются друг другу до устрашающей неразличимости, а современное искусство заимствует приемы кинематографического «боди-хоррора».