Балет и современный танец традиционно в нашем сознании не требуют особенного подхода в восприятии, не предполагают специальной подготовки перед просмотром (а также после и во время) спектакля, концерта, лаборатории, перформанса, и апеллируют будто исключительно к чувственному началу: нужно просто открыть свое сердце навстречу танцу. Это так ― и не так.
На занятиях курса речь пойдет о соприкосновении сугубо чувственного восприятия танца с рациональным разбором его компонентов. Мы будем изучать и анализировать танцевальную историю, танцевальную технику, танцевальное пространство, танцевальное время и событийность танца, а также говорить о собственной чувственной рефлексии танца. В смешанном формате лекции и живого разговора мы пройдем через творчество важнейших хореографов, посмотрим эпизоды спектаклей и танцевальных классов, затронем некоторые теоретические вопросы балета и современного танца для того, чтобы в итоге сформировать всеобъемлющую карту танцевального искусства: общую для всех и индивидуальную для себя.
Записи лекций доступны только для слушателей очного курса. Доступ к видеозаписям в течение 3 месяцев с момента с момента покупки.
Хронология танцевального искусства.
Вспомним основные периоды истории в контексте танцевального искусства от синкретического обряда до синтетического спектакля. Назовем точку возникновения балетного искусства и исчезновения (а также нового воплощения) бытового танца. Обозначим периоды сближения и отдаления балета и современного танца. Поговорим о действе и действии, о совместном и индивидуальном, о внешнем и внутреннем, об изменяемом и постоянном в танце.
Категории техники и телесности в танце.
Поговорим о способах существования исполнителя в танце. Отметим главные принципы построения танцевальных техник. Научимся узнавать эти принципы, анализировать их и применять в практике зрителя. Персоналии: Агриппина Ваганова, Дорис Хамфри, Марта Грэм, Хосе Лимон, Мерс Каннингем, Охад Наарин.
Категория пространства в танце.
Переведем фокус внимания с телесного на пространственное, с внутреннего на внешнее. Обозначим главные концепции работы с пространством в танце, проследим их отображение в современном искусстве. Найдем точки соприкосновения физической реальности и художественной действительности в танце. Персоналии: Лой Фуллер, Рудольф Лабан, Пина Бауш, Матс Эк, Уэйн Макгрегор, Татьяна Баганова.
Категория времени в танце.
Отметим различия и сходства музыкальной и телесной организации танцевального ритма, научимся видеть композиционные особенности каждого способа. Поговорим о феномене артистического присутствия. Персоналии: Джордж Баланчин, Мэри Вигман, Саша Вальц, Анна Тереза де Кеерсмакер, Иржи Килиан, Шарон Эяль.
Драматургия в танце.
Посмотрим на то, как работает литературное слово, сюжет, нарратив в балете и современном танце. Научимся читать балетное либретто и описание танцевального спектакля. Обозначим разницу литературного события и события хореографического. Персоналии: Мариус Петипа, Леонид Лавровский, Курт Йосс, Джон Крэнко, Уильям Форсайт, Кристал Пайт.
Танец и зрители.
Подобно жанровому и авторскому кинематографу, хореографическое произведение также предлагает (или не предлагает) зрителю определенные правила игры. Последний разговор посвятим истории трансформации конвенций между аудиторией и хореографом. Персоналии: Сергей Дягилев, Юрий Григорович, Мэтью Борн, Уильям Форсайт, Анжелен Прельжокаж, Акрам Хан, Хофеш Шехтер.