Online-курс «История современного искусства»

Преподаватель
Алексей Бобриков

Историк искусства, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, доцент СПбГУ

На курсе Алексея Бобрикова «История современного искусства» мы поговорим о крупнейших течениях искусства конца XIX — XXI веков, их философии и ключевых художниках. Чем постгуманизм отличается от трансгуманизма? Как связаны искусство, политика и социум? Почему в 1960-х художники вернулись к природному искусству? И как концептуализм создал новый вид изображений? Узнаем на 16 лекциях курса.

Формат: онлайн.
*Запись отдельных лекций недоступна.

План программы
Лекция 1

Экспрессионизм. Наследие XIX века; феномен протомодернизма. Проблема экспрессии и границы традиции. Немецкий экспрессионизм, французский фовизм, русский примитивизм

Лекция 2

Кубизм и посткубизм. Эволюция кубизма в пространстве живописи и за его пределами. От композиции к конструкции; посткубизм между программным минимализмом, конструктивизмом и ар деко

Лекция 3

Дада и новая вещественность. Футуризм, техника и патафизика, абсурд и пустота; мусор и рождение новой красоты. Традиционные техники (форматы, жанры) в эпоху “смерти искусства”; феномен новой вещественности

Лекция 4

Проблема сюрреализма. Общая идеология; “преступление как искусство”. Политическое и телесное; Бретон и Батай. Автоматические техники, фотография и проблема не/возможности живописи. Сюрреализм без Дали

Лекция 5

Абстрактный экспрессионизм. Послевоенная эпоха; Нью-Йорк против Парижа. Возрождение живописи и новые формы экспрессии

Лекция 6

Поп-арт. “Это – завтра”; прекрасный новый мир массового производства и потребления. Поэзия современной жизни.

Лекция 7

Радикальное искусство 1960-х. Возвращение к природному – первичному (“бедному”), материальному, телесному. Телесное и политическое; трансгрессия, бунт и насилие; проблематика манифестов сюрреализма

Лекция 8

Концептуализм. Вселенная знаковых систем; слова, структуры, изображения. Новая природа изображения; фотография и не/возможность живописи. Семиотика и политика

Лекция 9

Концептуальный постмодернизм. Эволюция концептуализма; знаковые системы, память и история искусства. Симуляции, стилизации, апроприации. Выставка “Pictures” (1977)

Лекция 10

Неоэкспрессионизм. Берлин против Нью-Йорка; живописная экспрессия против концептуальных манипуляций. Живопись после живописи; еще раз о возможности и невозможности.

Лекция 11

Нео-гео и проблема неостилей. Программное и радикальное искусство в постмодернистском контексте – от Джеффа Кунса до Дэмиена Херста.

Лекция 12

Public art. Позднемодернистское и постмодернистское “искусство для всех”; проблема компромисса и большой стиль. Главные площадки; Турбинный зал, Четвертый постамент, Версаль

Лекция 13

Проблема метамодернизма. Попытки “преодоления” постмодернизма; термины и манифесты. Метамодернизм как идеология. Метамодернизм как возможность искусства

Лекция 14

Социальный поворот. Радикальное искусство и политическое действие. Эстетика взаимоотношений; от политического насилия к сотрудничеству. Социальное, гендерное, постколониальное

Лекция 15

Научный поворот. Радикальное искусство и пространство природного, материального, телесного. Наука и новая картина природы; science-art и новые образы реальности

Лекция 16

Постгуманизм и современное искусство. Наука, философия и новое представление о человеке; трансгуманизм и постгуманизм. Новая эстетика взаимоотношений; человек как один из акторов в коммуникационных сетях