На курсе Алексея Бобрикова «История современного искусства» мы поговорим о крупнейших течениях искусства конца XIX — XXI веков, их философии и ключевых художниках. Чем постгуманизм отличается от трансгуманизма? Как связаны искусство, политика и социум? Почему в 1960-х художники вернулись к природному искусству? И как концептуализм создал новый вид изображений? Узнаем на 16 лекциях курса.
Формат: онлайн.
*Запись отдельных лекций недоступна.
Экспрессионизм. Наследие XIX века; феномен протомодернизма. Проблема экспрессии и границы традиции. Немецкий экспрессионизм, французский фовизм, русский примитивизм
Кубизм и посткубизм. Эволюция кубизма в пространстве живописи и за его пределами. От композиции к конструкции; посткубизм между программным минимализмом, конструктивизмом и ар деко
Дада и новая вещественность. Футуризм, техника и патафизика, абсурд и пустота; мусор и рождение новой красоты. Традиционные техники (форматы, жанры) в эпоху “смерти искусства”; феномен новой вещественности
Проблема сюрреализма. Общая идеология; “преступление как искусство”. Политическое и телесное; Бретон и Батай. Автоматические техники, фотография и проблема не/возможности живописи. Сюрреализм без Дали
Абстрактный экспрессионизм. Послевоенная эпоха; Нью-Йорк против Парижа. Возрождение живописи и новые формы экспрессии
Поп-арт. “Это – завтра”; прекрасный новый мир массового производства и потребления. Поэзия современной жизни.
Радикальное искусство 1960-х. Возвращение к природному – первичному (“бедному”), материальному, телесному. Телесное и политическое; трансгрессия, бунт и насилие; проблематика манифестов сюрреализма
Концептуализм. Вселенная знаковых систем; слова, структуры, изображения. Новая природа изображения; фотография и не/возможность живописи. Семиотика и политика
Концептуальный постмодернизм. Эволюция концептуализма; знаковые системы, память и история искусства. Симуляции, стилизации, апроприации. Выставка “Pictures” (1977)
Неоэкспрессионизм. Берлин против Нью-Йорка; живописная экспрессия против концептуальных манипуляций. Живопись после живописи; еще раз о возможности и невозможности.
Нео-гео и проблема неостилей. Программное и радикальное искусство в постмодернистском контексте – от Джеффа Кунса до Дэмиена Херста.
Public art. Позднемодернистское и постмодернистское “искусство для всех”; проблема компромисса и большой стиль. Главные площадки; Турбинный зал, Четвертый постамент, Версаль
Проблема метамодернизма. Попытки “преодоления” постмодернизма; термины и манифесты. Метамодернизм как идеология. Метамодернизм как возможность искусства
Социальный поворот. Радикальное искусство и политическое действие. Эстетика взаимоотношений; от политического насилия к сотрудничеству. Социальное, гендерное, постколониальное
Научный поворот. Радикальное искусство и пространство природного, материального, телесного. Наука и новая картина природы; science-art и новые образы реальности
Постгуманизм и современное искусство. Наука, философия и новое представление о человеке; трансгуманизм и постгуманизм. Новая эстетика взаимоотношений; человек как один из акторов в коммуникационных сетях