Классический балет: система координат

Преподаватель
Богдан Королёк

Балетный критик, помощник художественного руководителя Урал Балета в Екатеринбурге

Формат

Количество лекций: 6 видеолекций и хронограф
Длительность лекции:  от 30 минут до 1 часа
Доступ к лекциям: в течение 4 месяцев со дня покупки курса

Содержание

Лекция 1. Служение – ремесло (душа – техника)
В обывательском понимании балет – это «душа», «вдохновение», «воздушность движений». С профессиональной точки зрения на первом месте – тело, экзерсис, конкретность приемов. Артист с самой тонкой душевной организацией не сможет танцевать на сцене без надлежащей телесной подготовки. Ремесленная, материально-физическая сторона неотделима от художественной, эстетической – в этом заключается феномен классического балета как вида искусства. Ключевой вопрос лекции: в чем заключается профессия артиста балета?

Лекция 2. Земля – воздух (par terre – en l’air)
В России словом «балет» до сих пор принято называть все виды сценического танца. Лекция рассматривает классический балет в виде устойчивой пластической системы, действующей по конкретным законам: представлены основные па, положения и позы, пространственные и временны́е категории, структурные формы. Ключевой вопрос: по каким признакам можно определить, что перед нами классический балетный спектакль – даже если его премьера прошла вчера вечером?

Лекция 3. Чужое – свое
Классический танец существует как замкнутая самодостаточная система – и трудно находит контакт с другими видами искусства, наукой, бытовой повседневностью. Самые напряженные отношения связывают бессловесное искусство балета и слово во всех его проявлениях. Два ключевых вопроса: чем обусловлена эта замкнутость? В чем представители балетного искусства видят потенциальную угрозу своему существованию? В приложении к лекции – библиография главных книг о классическом балете.

Лекции 4. Сюжетное – бессюжетное (две части)
Чтобы передавать настоящие чувства, балету нужен литературный сюжет – иначе остается голая форма без содержания. Или: никакое содержание не существует вне формы, и в балете смена пластических фигур сама по себе содержательна. Этот спор длится на протяжении всех 400 лет существования классического танца. Лекция представляет историю спора и примеры балетов – основанных на бытовой фабуле и тех, в которых интрига заключается в столкновении музыки и пластики. Ключевой вопрос: какими средствами классический балет может достигать художественного эффекта и воздействия на зрителя? Это центральная тема курса – и она разделена на два выпуска.

Лекция 5. Текст – интерпретация
С долей условности зрителей балета можно разделить на тех, кто оценивает спектакль как целое, – и тех, кого интересует исключительно искусство исполнителей. В лекции рассмотрены феномен балетомании, проблема текста и авторства в балете. Ключевой вопрос: ради чего мы ходим на балет? В приложении к лекции – краткая хроника важнейших постановок: без каких спектаклей невозможно понять, что такое классический балет и что с ним стало за 400 лет.

 

БОГДАН КОРОЛЁК
Служил артистом балета Театра оперы и балета Петербургской консерватории, затем сотрудником издательского отдела Мариинского театра. С августа 2016 – помощник художественного руководителя Урал Балета.
Автор критических текстов и эссе о балете и опере в российской периодике, изданиях Большого и Мариинского театров. Со-редактор-составитель антологии «Новая русская музыкальная критика» (в 3 томах; М.: Новое литературное обозрение, 2014-2016). Автор сценария балета «Дивертисмент короля» (Мариинский театр, 2015). Соавтор сценария балетов «Приказ короля» и «Новобрачные на Эйфелевой башне» в театре Урал Опера Балет.
Окончил Красноярское хореографическое училище (класс Ивана Карнаухова), бакалавриат «Искусства и гуманитарные науки» Академии Русского балета им. Вагановой, магистратуру «Музыкальная критика» Санкт-Петербургского государственного университета. Лауреат Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» (2015).

Фотография к курсу:
Балетная школа Сан-Франциско.
Автор фото: Brunelleschi9
Источник: сайт проекта Wikimedia (на условиях открытой лицензии CC BY-SA 3.0)