Появившаяся в середине XIX века богема сыграла ключевую роль в представлении об искусстве, как о способе изменить общество. Американский фантаст и теоретик киберпанка — Брюс Стерлинг сравнивал богему с появившейся почти научной фантастикой и утверждал, что, как и фантастика, богема была полигоном для испытания новых идей и социальных моделей.
Если авангард стремился построить лучшее будущее для всех, то богема создавала экспериментальные, «карманные» утопии здесь и сейчас, используя для их строительства все, отринутое «высоким» искусством — как академическим, так и авангардным: устаревшее, кэмповое, эксцентричное, маргинальное, обскурное. Во второй половине ХХ века, когда современное искусство смогло стать мейнстримом, богеме наследуют всевозможные контр- и субкультуры. И, хотя они в свою очередь стали вполне успешными, не исключено, что богемная система ценностей еще может стать актуальной.
В новом курсе Ирины Кулик мы проследим историю богемного и авангардного сознания на протяжении двух веков истории искусства: с середины ХIХ века и до наших дней, а героями лекций станут Отто Дикс и Вальтер Гропиус, Марсель Дюшан и Андре Бретон, Сальвадор Дали и Фрида Кало, Доротея Таннинг и Леонор Фини, Джексон Поллок и Энди Уорхол, Яой Кусама и Ли Бауэри, и многие другие.
Формат: видеозаписи лекций.
Запись публикуется в течение 3-4 дней с даты проведения лекции.
Доступ к видеозаписям полного курса или лекций будет открыт до 16 июля 2025 года.
Фото: Puccini La Bohèmel’Opéra de Paris. 2018 (режиссер Claus Guth).