Программа лекций подготовлена совместно с благотворительным фондом AdVita и Европейским Университетом в Санкт-Петербурге.
Весь сбор от продажи курса будет направлен в благотворительный фонд AdVita, помогающий онкологическим больным, которые проходят лечение в Петербурге.
Формат: видеозаписи лекций, которые прошли в октябре-декабре 2020 года.
**Курс недоступен для покупки.
Греческий эпос: В поисках гомеровского прототекста.
Подлинное ли имя «Гомер»? Почему в гомеровских поэмах присутствуют разные диалекты греческого языка? Что знает Гомер о микенской эпохе? Когда «Илиада» и «Одиссея» могли быть записаны? Кто и зачем разделил поэмы на песни? О пользе и вреде рапсодов и школьных учителей для Гомера. Политические и иные вставки в тексте Гомера. Знаменитые ошибки переписчиков. Гомеровские поэмы и рождение филологии. Что сказал бы «первый поэт», услышав свои поэмы сейчас?
Лектор – Елена Леонидовна Ермолаева, кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии СПбГУ.
Греческий эпос: гомеровские поэмы в античной литературе (VII – I вв. до н.э.).
Фольклорные мотивы, эпические формулы, композиция «Илиады» и «Одиссеи». Судьба «щита Ахилла». Гесиод – совсем другой или похожий поэт? «Состязание Гомера и Гесиода». «Война мышей и лягушек», гастрономические поэмы и другие пародии на Гомера.
Лектор – Елена Леонидовна Ермолаева, кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии СПбГУ.
Греческая лирика: элегия и ямб.
Почему, хотя слово «элегия» – греческое, греки удивились бы, услышав, как мы его употребляем? За что Тиртею и Архилоху не нравился гомеровский идеал воина? Действительно ли Мимнерм писал только про старость? К какой аудитории обращались Солон и Феогнид? Женоненавистник Семонид Аморгский – суровый моралист или стендап-комик? И почему история архаической лирики – это и история Греции VII–V вв. до н. э.?
Лектор – Всеволод Владимирович Зельченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии СПбГУ.
Греческая лирика: Сапфо, Алкей, Пиндар.
Жизнь греческого поэта VII–V вв. до н. э. одновременно и непонятна, и близка сегодняшнему дню. С одной стороны, он сочиняет гимны богам, свадебные песни или прославления олимпийских победителей, в том числе и таких, кто никогда не участвовал в состязаниях; с другой стороны, его литературный быт – гастроли, контракты, борьба с конкурентами – оказывается неожиданно современным. Как бы то ни было, речь пойдет о бесспорно актуальных поэтах – во всяком случае, собрания их сочинений регулярно пополняются новыми текстами.
Лектор – Всеволод Владимирович Зельченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии СПбГУ.
Рождение греческой трагедии. Эсхил.
О причинах и обстоятельствах возникновения трагедии, а с ней и театра вообще, спорят почти так же долго и непримиримо, как о происхождении человека. Мнения об этом античных и современных историков культуры интересны сами по себе: они отражают различные, зачастую равно приемлемые, взгляды на эволюцию человеческого общества. Но как бы далеко ни расходились эти гипотезы, все признают, что истинным родоначальником жанра стал Эсхил. Почему «отцом трагедии» признается писатель, творивший почти через столетие после появления первых трагедий, в чем новаторство и величие драматургии Эсхила?
Лектор – Михаил Михайлович Позднев, доктор филологических наук, профессор кафедры классической филологии СПбГУ.
Шедевры греческой трагедии: Софокл и Еврипид.
В Афинах V в. до н. э. писатели для театра создали трагедии, без оглядки на которые драматургия в ее современном понимании не могла и не может существовать. Сюжеты, а в особенности персонажи этих пьес – Эдип, Антигона, Федра, Медея – вызвали к жизни неохватное множество интерпретаций. Насколько высказанные литературоведами, историками, психологами толкования соответствуют художественному замыслу афинских драматургов; обрадовался бы Софокл (или, скорее удивился бы), узнав об эдиповом комплексе, а Еврипид – о комплексе Федры? И смог ли бы современный зритель воспринять эти пьесы с тем восхищением, которые они вызывают сегодня, окажись он в древнем театре, среди афинской публики?
Лектор – Михаил Михайлович Позднев, доктор филологических наук, профессор кафедры классической филологии СПбГУ.
Театр Аристофана. Комедия и общество в кризисную эпоху.
Искусство комедии, куда более пестрой и многоликой, чем ее серьезная сестра, возникло в том же обществе и в тот же исторический период, что и трагедия. Древнейшую из комедий отличает острая социальная направленность: пьесы Аристофана скорее заслуживали бы название политической сатиры, не будь они настолько смешными. В чем особенности этого жанра, что привело к его – сравнительно недолгому – расцвету и вырождению, превращению политической комедии в социальную? И почему, вопреки труднодоступному для последующих эпох содержанию (не говоря уже о форме) эти пьесы все-таки сохранились, пережив Средневековье?
Лектор – Михаил Михайлович Позднев, доктор филологических наук, профессор кафедры классической филологии СПбГУ.
Греческая философская проза.
В своем развитии античная философия создала не только все мыслимые философские системы (кроме постмодернизма), но и разнообразные жанры от трактата по физике, диалога и комментария до увещевания и утешения. О них и пойдет речь.
Лектор – Леонид Яковлевич Жмудь, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН.
Греческая историческая проза.
Греческие историки любили жизнь во всех ее проявлениях, объездили и облазали всю известную тогда землю, оставив нам бесценные свидетельства о том, что человек за последние две с половиной тысячи лет не изменился, но многое изменил вокруг себя. Чем был похож на нас древний мир и чем не похож, в чем греческие историки превосходили современных, а в чем уступали им?
Лектор – Леонид Яковлевич Жмудь, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН.