Курс посвящён понятиям и критериям вкуса от классической эстетики до современности. На художественном материале разных эпох и разных культур мы поговорим о том, как менялись представления о плохом и хорошем искусстве, и попробуем ответить на вопросы, можно ли спорить о вкусах, и что на данном этапе можно считать критерием хорошего (плохого) вкуса.
Мы проследим процесс формирования художественных культов и всевозможных мифов об искусстве, а также посмотрим на него критически.
Мы научимся анализировать художественные произведения с точки зрения социологии и психологии.
Место: школа masters, Малый Патриарший пер., 5, стр. 1, Москва
Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.
Первобытное искусство и искусство Древних цивилизаций: Египет, Месопотамия, Персия и Древняя Греция.
Существование искусства до появления понятия «искусство» в Древней Греции. Отношение искусства к изобразительной деятельности и ремеслам. Разнообразие художественных функций в культурах Древнего Мира, влияние и отголоски этих культур в Новейшее время: как потомки воображали себе «первобытных людей», «греков» и «египтян», а также играли в них.
Искусство Древнего Рима, Византии и европейского Средневековья.
Отношение искусства и индустрии в культуре Древнего Рима. На кого похожи скульптурные портреты и что они выражают? PAX ROMANA в отношениях центра и периферии, что такое «варварский» вкус? Смена художественных интересов с появлением христианства и репрезентация духовности в византийском, романском и готическом искусстве. Для сравнения: экскурс в средневековое искусство Дальнего и Ближнего Востока.
Эпоха Ренессанса в Италии и Северное Возрождение.
Искусство Ренессанса от примитивов до маньеризма — нормы, эталоны и отклонения. «Бог и деньги»: религия и политика в ренессансном искусстве. Культ и неприятие гениев Высокого Возрождения в европейском искусстве XVI-XX веков. «Примитивный» натурализм и античный вкус в искусстве Северного Возрождения, переоценка этого искусства в XlX-XX веках. Мазаччо, Пармиджанино, Босх, Госарт.
Европейское искусство XVII-XVIII веков. Барокко, классицизм и рококо.
Стиль барокко: универсализм, пропаганда, вовлечение и репрезентация власти. Демократический вкус в период Золотого века голландского искусства. Метаморфозы аристократического вкуса, «высоких» и «низких» жанров в искусстве XVII-XVIII веков. Лоренцо Бернини, Караваджо, Вермеер Делфтский, Веласкес, Шарден.
Европейское искусство XIX века и ориентализмы.
«Героическая буржуазность» в эпоху романтизма. Богема против обывателя. Эстетические баталии во европейском искусстве второй половины XlX века. «Аристократы духа» как реальность и самообман. «Естественный вкус» — культ наива, притимива и аутентичности в европейском искусстве рубежа XlX-XX веков. Для сравнения: экскурс в социальную историю японского искусства. Энгр, Жерико, Домье, Мане, Мунк.
Искусство ХХ века – современное искусство.
Антитеза авангарда и китча в модернизме. Революционный «пролетарский» вкус 1920-х годов в пику буржуазному – какой он может быть? Критика буржуазной массовой культуры и мещанского вкуса в советской критике и критике «новых левых» на Западе. Плохой хороший вкус в культуре постмодернизма конца 1960-х – начала XXI века. Споры о вкусах и возможные альтернативы буржуазной культуре в период позднего капитализма. Возможен ли хороший вкус сегодня? Пикассо, Мондриан, Родченко, Уорхол, Хёрст.