Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Москва
8 (925) 512 12 16

Всеобщая история искусств

Лектор
Иван Чечот

Кандидат искусствоведения, руководитель сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств, автор многочисленных научных работ по истории искусства Нового и новейшего времени, в том числе книги «От Бекмана до Брекера: статьи и фрагменты» (премия С. Курехина)

Расписание: по пятницам, 11:00–14:00
Место: лекторий masters, Левашовский Хлебозавод, Барочная ул., 4А, Санкт-Петербург

Курс проходит в рамках образовательной программы «История искусств 2.0».
Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.

План программы
15 ноября

Что такое искусство в рамках всеобщей истории искусства? Периодизация и основные понятия истории ея синтеза и взаимодействия искусств. Официальное и камерное искусство. Дилетантизм. Судьба поэтического начала в искусстве.

22 ноября

Древнейшие формы изобразительного искусства и архитектуры. Функции, формы и материалы. Религиозно-мифологическая основа. Проблема происхождения видов искусства. Орнамент.  

29 ноября

Искусство Древнего Востока. Древний Египет, Двуречье, Иран. Искусство и государство. Канон. Культ и декорация. Монументальность и магизм.

6 декабря

Искусство Древней Греции и Рима. Классическая эстетика. Пропорции, грация. Культ прекрасного тела. Иллюзионизм, ритм, экспрессия, этос и пафос. Ордерная архитектура. Стили греческого и римского искусства. Скульптура. Живопись. Роль цвета в античности.

12 декабря

Искусство средневековья. Искусство и христианство. Искусство и ислам. Архитектура романики и готики. Иконография. Искусство и потусторонний мир. Мистика и декоративность. Искусство стиля и литургической функции. Значение прикладного искусства и книги.

20 декабря

Искусство эпохи Возрождения и барокко. Возвращение к античности и открытие реального мира. Понятие натурализма. Изобретение художественных наук: перспективы, пластической анатомии. Первые шаги свободного искусства. Искусство и наука. Искусство и политика и религиозные споры. Роль реформации в истории искусства. Основание академий художеств. Появление индивидуального художника. 

10 января

Искусство конца 18 и первой половины 19 в. Просвещение, классицизм и романтизм. Кризис искусства ренессансной традиции.  Искусство и буржуазный строй. Искусство и технический прогресс. Утопии об искусстве и подозрения о конце искусства. Идея синтеза и взаимодействия искусств. Официальное и камерное искусство. Дилетантизм. Судьба поэтического начала в искусстве.

17 января

Искусство 19 века. Историзм, эклектика, салон; темы, жанры, герои, теории, расцвет критики и истории искусства. Кризисы архитектуры, скульптуры и декоративности. Поиски стиля. Эпоха индивидуализма. Стиль модерн и символизм. Академизм и его оппоненты. Импрессионизм, сущность и последствия.

24 января

Искусство колониальных народов. Индия и Великобритания, китайская традиция, мусульманское искусство. История искусства и этнография. Понятие о традиционном искусстве. Открытие творческой силы примитивных народов востока, юга и севера.

31 января

Классический модернизм. Идея нового начала искусства и истоки модернизма. Искусство и философия. Искусство и социальная революция. Перелом в архитектуре: функционализм и конструктивизм. Появление абстрактного искусства. Отказ от традиционных эстетических категорий: прекрасное, мастерское, образ и др. Дифференциация искусства по течениям, группам. Противостояние акцента на форме-конструкции и акцента на ценности бесформенного-спонтанного. Статус художника и ценителя искусства в модернизме.

7 февраля

Система современного искусства на Западе. Постмодернизм. Демократизация и массовость. Релятивизациястатуса «современного искусства». Отказ от определения искусства. Система визуальной коммуникации в функции «искусства». Современные теории искусства и общества. Разрастание организационно-институциональной инфраструктуры на месте искусства. Стагнация.  

14 февраля

Современное состояние изобразительного искусства и архитектуры в России. Недоосвоенный Запад. Недопонятое свое: авангард, и что с ним делать?  Витязь на распутье: «обратно в советское искусство» не хочу, но и «обезьяной Запада» быть не желаю. Какая традиция российского искусства не истрачена? Расцвет неоправославногоискусства: иллюзия? Кризис самоидентификации художника в период борьбы с идентичностями. Искусство и политика. Угроза воцарения рутины как убежища от современных проблем.