Данный курс представляет собой попытку изложить историю искусства модернизма с совершенно новых позиций – сквозь призму современной художественной ситуации. Любой эпизод истории, деятельность художника, манифесты различных движений должны быть оценены с точки зрения сформулированных художественно-эстетических концепций и их значения для современной художественной ситуации и процесса развития культуры в целом. Кроме того, автор курса отказался от традиционного разделения истории искусства на русскую и западную, что поможет создать единый художественный контекст современного искусства, внутри которого специфика национальных школ может быть прослежена более отчетливо.
Место: школа masters, Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1, Москва
Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.
Вводная лекция. «Магическая плоскость» ХХ столетия.
Проблема терминологии и хронологии. Новое понимание задач искусства. Искусство как способ мышления. Проблема художественной формы. Новые материалы и средства. Проблема качества. Критерии оценки произведения искусства.
Пикассо и кубизм. Зарождение интеллектуального искусства.
Пабло Пикассо и зарождение кубизма. Искусство как способ анализа. Аналитический и синтетический кубизм Пикассо и Брака. Декоративный кубизм и группа «де Пюто». Делоне. Леже. Купка. Скульптура кубизма: Архипенко, Липшиц. Творчество Пикассо 1920х годов. Герника.
Футуризм и русский авангард. Навстречу будущему.
Между реальностью и манифестом. Формирование живописного футуризма. Тотальное искусство. Скульптура футуризма. Архитектура будущего. Аэропиттура. Русские сезанисты: «Бубновый валет». Русский кубо-футуризм. Ларионов, Бурлюк, Лентулов, Малевич. Аналитическое искусство Филонова. Марк Шагал.
Дюшан и дадаизм. Создание анти-искусства.
Кабаре «Вольтер». Искусство как нигилизм.
Американский дада и Марсель Дюшан. Реди-мейд и эстетика безразличного. Берлинский Клуб дада. Кельнская группа. Курт Швиттерс. Дадаизм в Париже.
Абстрактное искусство и конструктивизм.
Линия Кандинского. Малевич и геометрическая абстракция. Родченко и Татлин. Неопластицизм Пита Мондриана. Пуризм и Баухауз. Ханс Арп.
20-30е годы. «Возвращение к порядку».
Ар деко и декоративный кубизм. Валори пластичи и метафизика. Де Кирико. Сюрреализм. Андре Бретон и «Литератюр». Эрнст, Танги, Миро, Магрит, Дали. Неоклассика. Новая вещественность в Германии. Пресижанизм и реджинализм. Мексиканский мурализм. ОСТ, АХРР и другие.
Нью-йоркская школа и послевоенная абстракция.
Ситуация в США во время войны. Аршил горки и Ханс Хофманн. Джексон Поллок и героическое поколение. Французский ташизм и немецкая информель. Опыты с поверхностью: Клейн, Фонтана, Мандзони. Оп-арт и кинетическое искусство.
Поп-арт. «Искусство массового производства».
Английский поп-арт. Кейдж и ассамбляж. Прото-поп. Уорхол. Ольденбург. Розенквист. Вессельман. Хепенинги. Флаксус. Новые реалисты во Франции.
Изображение: Сын человеческий, Рене Магритт. Живопись, 1964