Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Москва
8 (925) 512 12 16

Современное отечественное искусство второй половины XX-начала XXI века

Лектор
Глеб Ершов

Искусствовед, специалист по искусству XX века, автор книги «Художник мирового расцвета. Павел Филонов»

Курс охватывает период развития современного российского искусства второй половины ХХ – начала ХХ1 века, начиная с момента становления неофициальной культуры, андеграунда и заканчивая актуальными тенденциями нашего времени. В стороне остается официальное советское искусство, о котором в курсе будет идти речь опосредованно. Основное внимание будет сосредоточено на искусстве, идущем в разрез с эстетикой и установками соцреализма. В изложении сложной, нелинейной истории российского искусства этого времени сделана привязка к магистральным направлениям и тенденциям западного искусства – от модернизма до постмодернизма и метамодернизма.

Место: Школа Masters, Итальянская, 17, Санкт-Петербург

Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.

План программы
19 февраля

Советский андеграунд: художники Арефьевского круга, Лианозовская школа, Бульдозерная выставка 1974 года, выставки в ДК Газа и ДК Невский. Феномен ленинградского фотоандеграунда и самиздата. Основные направления и типология творчества в неофициальной культуре.

4 марта

«Московский романтический концептуализм» (Борис Гройс). Феномен альбома в творчестве Илья Кабакова и Виктора Пивоварова. От картины к объекту: Иван Чуйков, Игорь Макаревич и Елена Елагина. Взаимосвязь словесного и визуального: Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов. «Критическая картина» Эрика Булатова. Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия».

11 марта

Соц-арт и критические формы апроприации языка советской культуры. Живопись Михаила Рогинского, Евгения Рухина и Владлена Гаврильчика. Антисоветская риторика и ирония в творчестве Виталия Комара и Александра Меламида. Скульптура Леонида Сокова и советский фольклор. «Фундаментальный лексикон» Гришы Брускина.

18 марта

Арт-группы 1970-80-х. Андеграунд и перестройка. Группа «Мухоморы» (1978), Борис Кошелохов и группа «Летопись» (1977), Тимур Новиков и «Новые художники» (1982), Некрореалисты (начало 1980-х), «Митьки»(1984), «Медгерменевтика» (1988). Художники и рок музыка. Параллельное кино и стихийный акционизм.

1 апреля

Акционизм в России 1990 – 2010-е годы. Московский акционизм 90-х: Олег Кулик, Александр Бренер, Группа Э.Т.И. и Анатолий Осмоловски. Политический акционизм 2000-10-х: группа «Война», акции «Пуссирайт», феномен Петра Павленского. Перформативные практики ФНО (Фабрика найденных одежд), «Новых тупых», Инженерного театра «АХЕ».

2 апреля

«Возвращение живописи». Поэтизация советской руины в живописи Валерия Кошлякова, Пастиши соцреализма и российский поп арт – Владимир Виноградов и Александр Дубосарский. Феномен неоакадемической картины: Ольга Тобрелутс, Олег Маслов и Виктор Кузнецов, Алексей Беляев-Гинтовт. Новая живописная культура 200-10-х.: Влад Кульков, Леонид Цхэ

8 апреля

Инсталляция в российском искусстве 1990 – 2010-х.: «Тотальная инсталляция» Ильи Кабакова. «Мемориальное макетирование» Петра Белого. История и автобиография в акциях Андрея Кузькина, Живопись, скульптура, инсталляция, объект в выставочной деятельности арт группы и галереи группы «Паразит». Эстетика постсоветского гламура и новорусского барокко в инсталляциях Ирины Кориной. Тема памяти и переживание пост-травмы в творчестве Хаима Сокола.

9 апреля

Российский видеоарт. Параллельное кино и видеоарт. Пиратское телевидение и Мамышев-Монро, Цифровая фотография и видео: «AES+F», «Синий суп», Видеоарт как составляющая перформативных действий: «Синие носы», «Escape». Современный видеоарт: Владимир Логутов, Евгений Гранильщиков, Алена Терешко.

15 апреля

Российское искусство в публичном пространств. Николай Полисский и фестиваль «Арх-стояние» (русский ленд-арт). Архитектура и современное искусство: инсталляции и объекты Александра Бродского. Феномен российского стрит арта: Тимофей Радя, Паша 183. Музей стрит-арта в Петербурге. Фестиваль «Арт-проспект» в Петербурге и проблемы взаимосвязи современного искусства и новой урбанистики.

22 апреля

Современная российская скульптура. От скульптуры к объекту – новые формы репрезентации трехмерной форме в искусстве 90-х. Оперенные объекты Алексея Костромы. Скульптура из резины Владимира Козина. Эстетика «русского бедного» в искусстве «нулевых». Новые фактуры и технологии: Иван Горшков, группа «Север 7». Мягкая скульптура: Ростан Тавасиев, Федор Хирошиге, Леонид Тишков. Формы репрезентации «найденного объекта»: Кирилл Хрусталев.

Фото: Посещение Хрущёвым выставки авангардистов. 1962