Второй период искусства ХХ века, начинающийся после Второй мировой войны и продолжающийся до середины 1970-х, – можно считать идеальной моделью для формулирования общих проблем современного искусства. В художественных проектах этого времени доведено до предела – и в смысле предельного радикализма, и в смысле высшей степени отрефлексированности – все, что было только намечено в первом, довоенном периоде. Все слова были сказаны, все жесты сделаны, все темы «закрыты»; поэтому третьего периода не потребовалось – и после 1977 года начинается эпоха постмодернизма, вторичной рефлексии по поводу искусства ХХ века как завершенного проекта.
Каждая из главных тем представлена одним именем – художником, воплощающим определенный аспект «стиля эпохи».
Место: школа masters, Итальянская ул., 17, Санкт-Петербург
Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.
Послевоенная эпоха и примитивы. Жан Дюбюффе.
Абстрактный экспрессионизм как методологический принцип. Джексон Поллок.
Эволюция и конец живописи. Барнетт Ньюман.
Дада в Америке. Роберт Раушенберг.
Дада в Европе. Пьеро Манцони.
Поп-арт как методологический принцип. Уорхол.
Поп-арт и большой стиль. Клаэс Олденбург.
От минимализма к радикальному искусству. Ева Хессе.
Радикализм как методологический принцип. Йозеф Бойс.
От минимализма к институциональной критике. Ханс Хааке.
Рождение концептуального искусства. Джозеф Кошут.
Концептуализм и фотографическое. Герхард Рихтер.
Постмодернизм как проблема. Роберт Лонго.
Изображение: Josep Koshut, Four Colors Four Words, 1966