С наступлением XX века на смену традиционной живописи приходят новые новые формы — инсталляция, перформанс, медиаискусство. В рамках курса арт-критика Олеси Туркиной мы поговорим о ключевых направлениях в современном искусстве, поиске художниками новых средств выражения, влиянии развития технологий на арт-процесс. Данный курс даст вам теоретическую базу для анализа произведения современного искусства, а также позволит применить эти знания на практике: каждая лекция будет посвящена обзору одной из новой формы искусства и разбору важнейших работ Джексона Поллока, Ива Кляйна, Йозефа Бойса, Марины Абрамович и других художников XX-XXI веков.
Место: школа masters, Итальянская, 17, Санкт-Петербург
Расписание: среда, пятница / 18:30 -20:30
Абстрактное искусство.
История возникновения и развития абстракции на протяжении последних ста лет от супрематизма Казимира Малевича и абстрактных композиций Василия Кандинского до произведений представителей абстрактного экспрессионизма Марка Ротко, Джексона Поллока и Барнета Ньюмен, вплоть до работ современных художников, переосмысливающих идею абстракции, Герхарда Рихтера, Марка Брэдфорда и Оскара Мурильо.
Инсталляции.
Как художники с начала XX века на протяжении столетия осваивают трехмерное пространство от Мерцбау Курта Швитерса и Абстрактного кабинета Эль Лисицкого до инсталляций Джозефа Кошута, Кристиана Болтянски, Дмитрия Пригова и тотальной инсталляции Ильи Кабакова вплоть до Майка Нельсона, Лоры Прувост и иммерсивных инсталляций Мигеля Шевалье.
Реди-мейд.
ХХ век – это время принципиально нового отношения к вещи, товару, предмету, к тому, что непрерывно производится и потребляется, является объектом страстного желания и с легкостью выбрасывается на свалку. Эмансипация вещи в ХХ веке приводит к возникновению нового вида искусства – объекта, который обретает независимость от плоскости картины и представляет уже свободно стоящую в пространстве композицию, как знаменитое «Велосипедное колесо» М. Дюшана, установленное им в 1913 году на кухонном табурете. Это произведение стало первым «реди-мейдом».
Перформанс.
Перформанс — форма современного искусства, в которой художник становится частью произведения. Впервые так назвали выступление Джона Кейджа, который исполнил свою знаменитую пьесу «4′33″» с тишиной и звуками окружающей среды.На лекции мы поговорим о творчестве других художниках-перформансистах и подробнее узнаем об истории и развитии этого направления.
Медиаискусство.
В медиаискусстве произведения создаются с помощью новых технологий — компьютерной графики и анимации, 3D-печати или биотехнологий. Его истоки можно проследить еще в конце XIX века, когда фотограф Эдвард Мейбридж создал зоетроп, праксиноскоп и зупраксископ — аппараты для воспроизведения движущихся картинок. На лекции обсудим другие важные вехи в истории медиаискусства, а также посмотрим работы ключевых медиа-художников.
Фото: A still image from Bill Viola’s “The Tempest”