На курсе историка искусств Тамары Карюк мы узнаем о прикладных практиках ХХ века. Поговорим о теории дизайна, веркбунде, функционализме и школе Баухаус, а также исследуем творческие методы и практики ведущих мастеров, таких как Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт и других.
Место: школа masters, Итальянская ул., 17, Санкт-Петербург
Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.
«Век» модернизма – прикладные практики 1910 – 1940 гг.
Теория дизайна: деятельность Генри Мутезиуса и Петера Беренса. Веркбунд и практика gesamkunstwerk. Понятие функционализма и его отражение в пратике ЙюХоффмана, П.Беренса, Й.Ольбриха. Школа Баухаус – история, теория, метод и практика. Мебельная, металлическая и текстильная мастерские. Творческие практики лидеров баухаус. Школа Крэнбрук и практика Ээля и Лоии Сааринен в США. Модернизм и функционализм в прикладных практиках и принципах оформления жилого пространства: Ле Корбюзье (Франция), Райт (США).
Концепции «послевоенного мира» в дизайне и прикладных практиках
Развитие традиций проектирования и оформления интерьера в послевоенный период: 1950–1960 годы. «Концепции послевоенного мира» в истории прикладных художественных практик 1950–1960 годов. Развитие национальных моделей функционализм: США, Великобритания, Италия, страны Скандинавии.Стайлинг как явление интеграции промышленности и дизайна.Творческая практика Чарльз и Рей Имзов в США. Творчество Ээро Сааринена и Жоржа Нельсона. Британская эстетика в развитии традиций функционализма: творчество Робина и Люсьен Дей, Эрнста Рейса.Органический дизайн жилой среды в странах Скандинавии. Прикладная практика Ханса Вегнера, Вернера Пантона и Арне Якобсона.
Промышленный дизайн и предметный мир 1960–1970 гг.
Проектная культура в Италии как особая область творческой деятельности архитекторов и дизайнеров 1930–1960-е годы. Теоретическое и художественное наследие Джио (Джованни) Понти. Формулировка и интерпретация содержания терминов «суперискусство», «новеченто» в условиях индустриального дизайна. Особенности творческого наследия и авторских проектов Карло Моллино и Пьетро Форназетти. Ульмская школа и проблема типизации инвайромента. Развитие традиций итальянского прикладного искусства и дизайна в 1970-е годы. Проекты Дж.Колокомбо и введение островного компонента в проектирование и оформление жилой среды. Концепция Дж.Коломбо «Rotoliving» (1966).
Дизайн-практики между визуальным искусством и архитектурой 1970–1980 гг.
Становление проектной культуры и прикладных практик 1970–1990 годов. Влияние эстетики поп-арта и оп-арта на формирование художественной образности предметов жилой среды. Развитие понятия «инвайромент» в искусстве оформления интерьера последней трети ХХ века. Творчество Энзо Мари, Людовико де Сантиллваны, Пирелли Чинтурато, Гая Ауленти, Мэри Каунт, Вильяма Клейна. Плюрализм авторских концепций и развитие эстетики «антидизайна». Интерпретация возможностей эстетики антидизайна в творчестве Гаэтано Пеше. «Космическая программа» 1960–1970 и ее влияние на изоморфические качества объектов дизайна и жилой среды. Финский модернизм и его интерпретация в творчестве Ээро Арнио.
«Глобальный дизайн» и предметный мир 1980–2000 гг.
Формирование предметного дизайна объектов жилого интерьера в рамках развития направления «радикального дизайна». Теория и практика Алесандро Мендини в 1970-е годы. Вторая волна «Антидизайна» и эстетика группы «Алхимия», прикладная практика Алессандро Гурьеро. Работы группы «Мемфис» в 1980–1990 годы: Алессандро Мендини, Эторе Сотссас, Андре Бранзи, Микеле де Луки. Эстетика стиля «Мемфис» и ее влияние на современные практики. Голландский дизайн и круг архитекторов DroogDesign. Проекты Рона Арада. Роль деформации и дополненной реальности в современном интерьере. Проблема восприятия, физика зрения. Коллекция Smoke– деконструкция и аддитивное наполнение. Проекты Рона Гиланда.