Искусствоведение, как и любая другая наука, требует применения специфических методов исследования. В ходе курса мы познакомимся с основными научными подходами, которые позволят вам анализировать произведения искусства с доказательной точки зрения. На лекциях разберем биографический, иконографический, иконологический и семиотический методы исследования. Узнаем, чем символ отличается от знака, что такое форма и по какому принципу строятся произведения искусства.
Расписание: по понедельникам, 11:00–14:00
Место: лекторий masters, Левашовский Хлебозавод, Барочная ул., 4А, Санкт-Петербург
Курс проходит в рамках образовательной программы «История искусств 2.0».
Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.
Введение в проблематику. Теоретическое знание и его специфика. Понятие формы как внешнего облика предмета и формы как способа его организации. Основные методы изучения искусства.
Исторические методы разных эпох. Символ и образ. Искусство в системе мира Средних веков.
Вазари и биографический метод. Знаточество. Винкельман и начало истории искусства как науки. Романтизм и новое понимание искусства. Проблема наследия. Анализ формы, морфология искусства. Иконографический метод.
Генрих Вельфлин в контексте науки конца XIX-начала XX веков. Формально-стилистический метод искусствознания. Иконологический метод. Аби Варбург, Эрвин Панофский. Символ, знак, иконка.
Семиотический метод. Русская (советская) и зарубежные школы семиотики. Междисциплинарный подход. Художественная критика. Жанр эссеизма.
Экскурсия в Эрмитаже «Алгебра и гармония: работа на экспозиции».