О Masters
Курсы
Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Санкт-Петербург, Итальянская улица, дом 17
8 (921) 184 44 50
Москва
8 (925) 512 12 16

Мужчины и мужское в Эрмитаже

Преподаватель
Иван Чечот

Кандидат искусствоведения, руководитель сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств, автор многочисленных научных работ по истории искусства Нового и новейшего времени, в том числе книги «От Бекмана до Брекера: статьи и фрагменты» (премия С. Курехина)

Настоящий цикл экскурсий задуман как субботние встречи в залах Эрмитажа, на которых участники знакомятся с различными этапами воплощения образа мужчины в искусстве. Категория мужчины, естественно, дифференцируется по различным основаниям. Речь идет о мальчиках, юношах и старцах; об отцах, братьях, мужьях и любовниках; о воинах, ученых, вождях, как и о рабах, слугах, крестьянах и рабочих; о богах, демонах, героях.
Но прежде всего рассматривается проблема мужского начала в творчестве художников, его проявление в больших эпохах, стилях и национальных культурах, в отдельных видах и жанрах  искусства. 

Расписание: по субботам. Длительность занятия:  2–2,5 часа.

Время начало занятий зависит от пропускной способности групп Государственного Эрмитажа и может немного варьироваться. О точном времени начала занятия слушатели получают уведомление заблаговременно.
Место: Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл., Санкт-Петербург

 
Лекций в курсе:13. Вы можете пройти курс целиком или выбрать интересующие вас лекции
30 сентября 2023
/
14:00 – 16:00
/
3 500 RUB
Вводное занятие: Мужчины в Зимнем дворце
Иорданская лестница – Фельдмаршальский зал – Петровский тронный зал – Гербовый зал – Военная галерея 1812 года – Георгиевский тронный зал – Пикетный зал – Александровский зал. Проблемы: барокко – классицизм – романтизм в гендерном аспекте. Действующие лица и символы: Геракл, Лаокоон, Прометей, Апоксиомен, Сократ, Сенека, атланты; арматура, мундир, поза; всадник, портрет в рост, баталлия; Св.Георгий.  
Лекция прошла
7 октября 2023
/
15:00 – 17:00
/
3 500 RUB
Мужчины в изобразительном искусстве средних веков и раннего Возрождения
Занятие пройдет на экспозиции византийского, древнерусского, итальянского и нидерландского искусства. Темы: Христос, старцы, Св.воины, снятие  контраста мужского и женского,  Св.юноши (Себастьян); проблема ренессансного андрогинизма – женственность мужчин и брутальность женщин периода маньеризма; титанизм последователей Микеланджело, рождение делового человека; мужики, виланы, ландскнехты и пр.
Лекция прошла
14 октября 2023
/
14:00 – 16:00
/
3 500 RUB
Мужская доминанта в итальянском барокко
Мужская доминанта в итальянском барокко: мужское как патетическое – от Караваджо до  Тьеполло. «Большие просветы» Эрмитажа как Залы Славы мужской силы – в творчестве и в сюжетике. Художники: Караваджо, Караччи, Гверчино, Рени, Роза, Строцци, Креспи, Тьеполло, Бернини. Сюжеты: Похищение сабинянок, Споры отцов церкви о непорочном зачатии, Мученичество Св.Екатерины, Распятие ап. Петра, Строительство Ноева ковчега, Кузница Вулкана и пр.
Лекция прошла
21 октября 2023
/
15:00 – 17:00
/
3 500 RUB
Рафаэль, Микеланджело и Рубенс: мужской тип творчества в его предельном выражении
Универсальность мужского у Рафаэля. Сюжеты: Скорчившийся мальчик МА, в окружении римских фресок школы Рафаэля; мужские портреты Рубенса; Снятие с креста и Воскресение; Отцелюбие римлянки; Вакх как пример универсального мужского творческого типа. Дополнение: Ван-Дейк. Проблема его творческого типа. Мужские типы Ван-Дейка: Христос у Ван-Дейка; молодой человек; кавалер; грустный тип; «в середине жизни»; старик.
Лекция прошла
28 октября 2023
/
15:00 – 17:00
/
3 500 RUB
Голландцы: мужское как прозаическое
Царство солдат, охотников, стрелков, купцов, ремесленников. Истоки голландского в Нидерландах 16 в., значение реформации и революции. Франс Хальс как образец хлесткой мужской виртуозности. Сцены в караулке.  Остаде, Стен и другие малые жанристы: смешные мужчины и смешные женщины, а также безликие и мужеподобные женщины. Библейское: Ной с дочерьми. Мужчина в семье: творчество Ван дер Хельста. 
Лекция прошла
11 ноября 2023
/
15:00 – 17:00
/
3 500 RUB
Мужчины Рембрандта и Рембрандт как мужчина
Физиогномист; натуралист-наблюдатель, «ни дня без линии»; успешный портретист; влюбленный молодой муж, вдовец; старик на попечении; коллекционер и транжира; читатель Библии; гравер; одинокий человек; «царь», артист, юродивый; глава школы, мастер, которому подражают. Проблема: мужские сюжеты Рембрандта – Библия, античность. Ночной дозор, Синдики, Заговор Юлиуса Цивилиса, Блудный сын. 
Лекция прошла
18 ноября 2023
/
15:00 – 17:00
/
3 500 RUB
Мужчина в испанском искусстве 17–20 веков
Мужское начало в стране католического культа Девы Марии. Мужчина как объект мученичества и смерти. Аскетизм. Мужское тело по-испански: Рибера. Испанский доспех: костюм, от идальго до торреро. Идеалы: Дон Кихот. Наплывы женственности: Мурильо и 18 век в Испании. Дали как вечный испанский юноша женственной прелести. Образ простого парня. Художники: Эль Греко, Рибера, Сурбаран, Веласкес, Мурильо, Гойя, Зулоага, Пикассо. 
Лекция прошла
места закончились
25 ноября 2023
/
15:00 – 17:00
/
3 500 RUB
Мужчины в стране женственной прелести: Франция
Французские стили: Готика–Ренессанс–Рококо–Классицизм как женская линия истории искусства. Сближение полов, юнисекс – французское изобретение со времен Ренессанса. Второстепенность мужского в творчестве Пуссена. Миниатюризм мужчины: Жак Калло, Ленены и их круг, Ватто. Любовник, артист и интеллектуал – три амплуа, достойных мужчины во Франции «старого режима». Мудрецы как вечно юные старцы: Вольтер и пр. Главные боги: Амур, Гермес, Аполлон.  
Лекция прошла
2 декабря 2023
/
15:40 – 17:40
/
3 500 RUB
Интерференции мужского и женского начал в античном искусстве
Две античности: мужская и женская, «северная» и «южная». Зевс и Юпитер в Эрмитаже. Даки. Портрет Филиппа Аравитянина. Дионис и его фиас. «Эрот Соранцо». Гермес. Изображения атлетов, голова Дорифора, статуя Асклепия, Арес.  Афина наставница мужей. Смягчение: Силен, Сатир, Эрот. Брутализация: Геракл. Голова Демосфена – воплощение гармонии тела и духа. Портреты философов и писателей. Камея Гонзага. Цезарь и Август. 
Лекция прошла
места закончились
9 декабря 2023
/
15:10 – 17:10
/
3 500 RUB
Классицизм 18–19 веков, женственный и мужественный
Образ короля Фридриха II и другие мужские парадные портреты последней трети 18 в. «Амур» Фальконе и «Медный всадник» как произведение изящного стиля. Мужские портреты и статуи Гудона. «Вольтер». Мужчины Греза. Гений и другие очаровательные боги и герои классицизма.  Ж.Л.Давид и его нежная картина в Эрмитаже: «Сафо и Фаон». Наполеон на аркольском мосту Гро. Отсутствие строгих героических мужских образов классицизма в Эрмитаже – почему?Академический эпилог.
Лекция прошла
13 января 2024
/
15:00 – 17:00
/
3 500 RUB
Кризис маскулинности в эпоху романтизма
Странные мужчины в пейзажах К. Д. Фридриха. Проявления романтического одухотворения: прозрачность: Апостолы и Христос на картоне Ф. Овербека. Художники под покровительством Девы Марии на картине Триумф религии в искусстве (1839-41). «Больные герои»: доктор Фауст  А.Шеффера и «Смерть Корреджо» Тассара. Природа и цвет, поглощающие героя: «Охота на льва» и «Мароканец, седлающий коня» Делакруа. Шпалера  У. Мориса «Поклонение волхвов». 
Лекция прошла
места закончились
20 января 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Многообразие маскулинизма второй половины 19 века
Народные типы: Игнасио Зулоага, А. Цорн и другие. Столпы общества: мужские портреты второй половины 19 века. Гении: великие люди в портретах Ф. фон Ленбаха; автопортрет А. Фейербаха; портрет Ницше работы Клингера. Борьба за женщину: картина Ф. Штука в контексте эпохи.
Лекция прошла
места закончились
27 января 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Триумф маскулинности в творчестве художников и художниц классического модернизма: фовисты, кубисты, абстракция, конструктивисты, сюрреалисты
Образ мужчины в картине Матисса «Разговор». Пикассо – художник и «слишком мужчина». Антиподы, Кандинский и Малевич – с гендерной точки зрения. Г. Эмзен, Г. Грундиг, О. Нагель и экспансивная маскулинность революционного искусства. Голова Кеннеди работы Жака Липшица. Эпилог: универсализм и специальный случай в мире мужчского творчества конца 20 в. – Кабаков, Пригов, Кифер, Фабр и Каравайчук в Эрмитаже.
Лекция прошла