В рамках курса рассматриваются основные течения, персоналии и концепты русского изобразительного искусства XVIII-XX вв. В центре внимания – вопрос, каким образом русские художники, на протяжении нескольких столетий следовавшие основным тенденциям западноевропейского искусства, в считанные годы совершили резкий переход в авангард мировой живописи, создали уникальные эстетические концепции и оказали значительное влияние на развитие изобразительного искусства во всем мире? Корректно ли говорить о том, что отечественное неформальное искусство, пользовавшееся определенным интересом на Западе во второй половине ХХ века, стремительно утратило свою актуальность в постсоветский период?
Курс будет интересен всем, кто интересуется историей искусства России и СССР. Слушатели научатся распознавать разные стили и направления искусства XVIII-XX вв., смогут ориентироваться в творчестве наиболее известных авторов этого периода, а также подходить к эстетической оценке произведений современного искусства с учетом исторического, культурного и социально-политического контекста.
Место: школа masters, Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1, Москва
Расписание: вторник, четверг в 19:00.
Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.
Блок 1. В арьергарде мировой живописи: отечественное изобразительное искусство в XVIII-XIX вв.
(X….. до наших дней).
Лекция: Проблемное поле отечественного искусствоведения. Русское искусство до эпохи Петра I.
Лекция: Искусство XVIII в.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Лекция: Романтизм в русском искусстве: С. Щедрин, О.Кипренский, К.Брюллов. Феномен И.Айвазовского.
Лекция: Бунт против системы: передвижники.
Лекция: Импрессионизм: из Франции в Россию. Влияние Поля Сезанна на русских художников ХХ века.
Блок 2. Дистанция сокращается.
Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (Лаврушинский).
Лекция: Эпоха экспериментов: В.Кандинский, М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Лентулов.
Лекция: Супрематизм: «Нуль форм» и конец «Прекрасной эпохи»; Казимир Малевич – европейский триумф и прерванный полет «супрематического короля».
Лекция: Революционное искусство и искусство после революции.
Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (Крымский Вал).
Блок 3. Искусство советского периода.
Лекция: Социалистический реализм: конец свободы и возвращение в прошлое.
Лекция: «Оттепель» в изобразительном искусстве.
Лекция: Неофициальное искусство советской эпохи: московский концептуализм, соц-арт.
Лекция: Перестройка и художественные проекты 1990-х.
Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (Крымский Вал).
К. Брюллов. Всадница, 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва