Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Москва
8 (925) 512 12 16

Искусство Византии и Древней Руси

Лектор
Анастасия Лихенко

Научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Третьяковской галереи.

В рамках лекционной программы мы поговорим об эволюции искусства, архитектуры Византии и Древней Руси, а также об их художественных контактах. В каждой лекции будет рассмотрен тот или иной период в истории византийского, а затем и древнерусского искусства, его типология, особенности стиля живописи разных эпох.
Уникальная особенность авторского курса Анастасии Лихенко — это занятия в стенах экспозиции Третьяковской галереи, коллекция иконописи которой изначально формировалась таким образом, чтобы продемонстрировать все главные шедевры русской средневековой живописи. А в рамках заключительной лекции Анастасия расскажет о судьбе древнерусского искусства в России, его открытии для широкой публики, а также современных принципах хранения и реставрации иконописи.

Место: школа masters, Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1, Москва

*Экскурсии доступны для участников полного курса.

 
Лекций в курсе:11. Вы можете пройти курс целиком или выбрать интересующие вас лекции
2 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Преобразуя язык античного искусства. Раннехристианское искусство
Задумывались ли вы, что Иисус Христос — античный человек, родившийся в Римской империи во времена правления Октавиана Августа? Значит, и первые художники и заказчики христианского искусства — тоже носители античной традиции? Лекция о корнях раннехристианского искусства в его античном контексте. 
9 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Рождение Средневековья. Язык архитектуры и искусства ранней Византии
Когда заканчивается Античность и начинаются Средние века? Как проследить эту трансформацию? Лекция о ранневизантийских памятниках, заложивших фундамент новых эстетических принципов. 
10 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
От Юстиниана до Палеологов: трансформации искусства Византии VI-XV веков.
В рамках лекции мы познакомимся с основными хронологическими периодами истории византийского искусства и архитектуры, культурными процессами, важнейшими памятниками и персоналиями, без которых восприятие древнерусского искусства может оказаться не столь полным. 
16 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Византия и Русь. Домонгольская архитектура и искусство.
Знание, что с крещением Руси князем Владимиром в эти земли пришли славянская письменность и художественные традиции, находится глубоко в нашем подсознании. Но в чем именно это проявляется? Возможно ли найти эти проявления сейчас? Что именно было заимствовано из Византии, а что — трансформировано на свой лад?
17 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Экскурсия «Древнерусское искусство XII – XIV веков: от Византии к собственному художественному языку»
В экспозиции Третьяковской галереи собраны ключевые шедевры древнерусского искусства, демонстрирующие весь спектр его развития. Во время беседы на экспозиции мы обсудим, как именно протекал этот исторический путь.
Места закончились
места закончились
23 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Феофан Грек: философ зело искусный
В XIV веке византийские мастера вновь вступают в активный художественный диалог с Русью. Именно в это насыщенное богословскими спорами время одной из самых значимых фигур для русского искусства становится Феофан Грек. На лекции мы поговорим о нём и о так называемой «второй встрече с Византией».
24 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Архитектура Москвы XIV-XV веков. Основные архитектурные мотивы и их источники
Архитектура, как говорят многие теоретики, является главным видом искусства. Она формирует и оформляет пространство, она вмещает в себя все прочие виды искусства. На лекции мы поговорим об особенностях московской архитектуры XIV и XV веков, о её узнаваемом языке, его истоках и развитии. 
30 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Экскурсия «Андрей Рублёв и московское искусство конца XIV–первой половины XV века»
Уже в XV веке Андрей Рублёв стал восприниматься как важнейшая фигура для русского искусства. Иосиф Волоцкий охотился за написанными им иконами, а Стоглавый Собор окончательно утвердил его в роли образцового иконописца. Каждая эпоха находила в нём что-то своё, о его живописи спорили искусствоведы, а о биографии — историки. На лекции мы поговорим о многовековой истории изучения иконописи Андрея Рублёва и его круга, а также о сложении уникальной и такой узнаваемой московской живописи его времени.
Места закончились
места закончились
31 июля 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Архитектура XVI-XVII веков. В поисках новых форм
Архитектура XVI и XVII веков, то есть Позднего Средневековья, вобрала в себя традиции и узнаваемые черты самых разных региональных традиций древнерусского зодчества. Однако время шло вперёд, мир и культура принципиально изменились, а, значит, и архитектура искала новые формы и новый язык, переплетая традиции и новации. Как именно это происходило? Узнаем на лекции. 
6 августа 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Экскурсия «Время перемен. Русское искусство Позднего Средневековья»
Если Андрей Рублёв заложил основы московского искусства XV века, то Дионисий — иконописец, который его подытожил. Живопись, связанная с его мастерской, разработанные в ней художественные приёмы и иконографические типы заложили фундамент для искусства XVI–XVII веков, т.е. эпохе Позднего Средневековья на Руси.XVII век — эпоха бурных и стремительных перемен. Именно это время подготовило петровские реформы и осуществило переход отечественной культуры от Средневековья к Новому времени. Особенную роль в развитии искусства этого времени сыграли царские мастера, служившие в Оружейной палате под началом знаменитого Симона Ушакова.
Места закончились
места закончились
8 августа 2024
/
12:00 – 14:00
/
3 500 RUB
Пути древнерусского искусства. Как жила и воспринималась древнерусская культура после петровских реформ
В современной культуре существует представление, что древнерусское искусство было известно всегда и всем. Эта точка зрения, однако, в корне ошибочна, ведь на протяжении XVIII–первой половины XIX века даже хорошо образованные люди имели очень смутные и часто далекие от реальности представления об искусстве и архитектуре русского Средневековья. Недоступность византийского материала, особенности хранения и «старения» древнерусского – все это существенно искажало картинку. Как же воспринимали и, главное, заново открывали Древнюю Русь, поговорим в рамках финальной лекции курса.