В рамках лекционной программы мы поговорим об эволюции древнерусского искусства и его взаимосвязях с культурой и искусством Византии.
Уникальная особенность авторского курса Анастасии Лихенко — занятия в экспозиции Третьяковской галереи, коллекция иконописи которой отбиралась таким образом, чтобы продемонстрировать все главные шедевры русской средневековой живописи.
В рамках последней лекции Анастасия расскажет о судьбе древнерусского искусства в России, а также принципах его хранения и реставрации.
Место: школа masters, Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1, Москва
Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.
Лекция «Преобразуя язык Античности. Раннехристианское искусство».
Задумывались ли вы, что Иисус Христос — античный человек, родившийся в Римской империи во времена правления Октавиана Августа? Значит, и первые христиане — тоже носители античной традиции? Лекция о корнях раннехристианского искусства в его античном контексте.
Лекция «Рождение Средневековья. Язык архитектуры и искусства ранней Византии».
Когда заканчивается Античность и начинаются Средние века? Как проследить эту трансформацию? Лекция о ранневизантийских памятниках, заложивших фундамент новых эстетических принципов.
Лекция «От Юстиниана до Палеологов: трансформации искусства Византии VI-XIV веков».
В рамках лекции мы познакомимся с основными хронологическими периодами истории византийского искусства и архитектуры, культурными процессами, важнейшими памятниками и персоналиями, без которых восприятие древнерусского искусства может оказаться не столь полным.
Лекция «Византия и Русь. Домонгольская архитектура и искусство».
Знание, что с крещением Руси князем Владимиром в эти земли пришли славянская письменность и художественные традиции, находится глубоко в нашем подсознании. Но в чем именно это проявляется? Возможно ли найти эти проявления сейчас? Что именно было заимствовано из Византии, а что — трансформировано на свой лад?
Экскурсия «Древнерусское искусство XII – XIV веков: от Византии к собственному художественному языку»
В экспозиции Третьяковской галереи собраны ключевые шедевры древнерусского искусства, демонстрирующие весь спектр его развития. Во время беседы на экспозиции мы обсудим, как именно протекал этот исторический путь.
Лекция «Философ зело искусный».
В XIV веке византийские мастера вновь вступают в активный художественный диалог с Русью. Именно в это насыщенное богословскими спорами время одной из самых значимых фигур для русского искусства становится Феофан Грек. На лекции мы поговорим о нём и о так называемой «второй встрече с Византией».
Экскурсия «Андрей Рублёв и московское искусство конца XIV и первой половины XV века» (в экспозиции Третьяковской галереи).
Уже в XV веке Андрей Рублёв в XV веке стал восприниматься как важнейшая фигура для русского искусства. Иосиф Волоцкий охотился за написанными им иконами, а Стоглавый Собор окончательно утвердил его в роли образцового иконописца. Каждая эпоха находила в нём что-то своё, о его живописи спорили искусствоведы, а о биографии — историки. На лекции мы поговорим о многовековой истории изучения иконописи Андрея Рублёва и его круга.
Экскурсия «Живописец пресловущий паче всех» (в экспозиции Третьяковской галереи).
Если Андрей Рублёв заложил основы московского искусства XV века, то Дионисий — иконописец, который подытожил его. При этом живопись, связанная с его мастерской, разработанные в ней приёмы и даже иконография заложили фундамент для искусства XVI века — принципиально новой эпохе Позднего Средневековья.
Лекция «Архитектура Москвы XIV-XV веков. Основные архитектурные мотивы и их источники».
Архитектура, как говорят многие теоретики, является главным видом искусства. Она формирует и оформляет пространство, она вмещает в себя все прочие виды искусства. На лекции мы поговорим об особенностях Московской архитектуры XIV и XV веков, о её языке и истоках.
Лекция «Архитектура XVI-XVII веков. В поисках новых форм».
Архитектура XVI и XVII веков, то есть Позднего Средневековья, вобрала в себя традиции и узнаваемые черты самых разных региональных традиций древнерусского зодчества. Однако время шло вперёд, мир и культура принципиально изменились, а, значит, и архитектура искала новые формы и новый язык, переплетая традиции и новации. Как именно это происходило? Узнаем на лекции.
Экскурсия «Бунташный век. Искусство XVII века. Царские изографы» (в экспозиции Третьяковской галереи).
XVII век — эпоха бурных и стремительных перемен. Время, подготовившее петровские реформы и осуществившая переход от Средневековья к Новому времени. Особенную роль в развитии искусства этого времени сыграли царские мастера, служившие в Оружейной палате под началом знаменитого Симона Ушакова. О том, как художественные открытия одной мастерской преобразили всю историю русского искусства XVII века, поговорим в рамках занятия в экспозиции Третьяковской галереи.
Лекция «Пути древнерусского искусства. Как жила и воспринималась древнерусская культура после петровских реформ».
В древности не существовало современных реставрационных технологий, которые позволили бы сохранять средневековую живопись в первоначальном состоянии. Потемневшие иконы регулярно поновлялись, то есть записывались поверх первоначальной живописи, а оценить их художественные достоинства специалисты и художники смогли лишь во второй половине XIX века, когда начались первые реставрационные эксперименты и опыты раскрытия древних икон из-под записей. Какой путь прошла древнерусская иконопись от главного вида искусства в Средние века до подчинения светским стилям и нового открытия? Узнаем на последней лекции цикла.