События
Театр

Лекция Натальи Федоровой «Театр чувствительных роботов» к спектаклю Робот-Костя

Преподаватель
Наталья Федорова

Медиапоэт, исследователь медиаискусства, куратор, основатель 101.Фестиваля медиапоэзии

В лекции пойдет речь об истории роботического искусства последнего столетия. Наталья Федорова предлагает рассматривать рассказ о роботах одновременно как аллегорический способ демонстрации человеку себя и как демонстрацию нечеловеческой природы организации жизни людей.  

Робот играет на фортепиано, робот держит цветок, два робота пьют кофе, сидя на Венских стульях. Это не сцены из постапокалиптического мира, а то, что происходит в спектакле «Робот Костя». В последнее время в Петербурге можно говорить о появлении робоискусства как особого жанра технологического искусства. При этом не стоит забывать, что красивые, старательные и совестливые машины мы видим в истории искусства уже почти сто лет.

Историю роботического искусства можно отсчитывать от Герона Александрейского, можно от изысканных автоматонов Жака Вокансона, можно вспомнить рассвет арабского халифата и Аль Джазари или Бану Муса. Само слово «робот» появляется из пьесы Карела Чапека RUR, впервые поставленной в 1920 году. Отношения между роботами и людьми колеблются от жестов заботы до тревожных сценариев захвата мира. Постгуманистическая парадигма предполагает агентность робота. Это означает, что робот (или роботический характер) инициирует динамику и направление движения. К таким работам можно отнести «Маятниковый хор» коллектива Cod.Act 2011 или «Пиноккио» Creative robotics. Однако со времен автоматонов века Просвещения люди с любопытством смотрят на то, как машина изображает человека или человеческий характер. Здесь можно привести в пример «Изучение человека» Патрика Трессе или спектакль «Робот Костя», который можно увидеть на сцене Александринского театра в декабре.

Приобрести билет на спектакль можно по ссылке.