События
Музыка, Театр

Оперные вечера с Гюлярой Садых-Заде: «Парсифаль» Вагнера в Венской опере в постановке Кирилла Серебренникова

Преподаватель
Гюляра Садых-заде

Музыковед, музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей России, Международной ассоциации театральных критиков A.I.C.T.

Последняя, самая эзотерическая опера Рихарда Вагнера, «Парсифаль» вызывает у публики благоговейный трепет. Старинная легенда о святом Граале – кубке, дарующим блаженство и жизнь вечную, обрела у Вагнера вид торжественной мистерии. В ней театр смыкается со священнодействием, мистическая подоплека интригует, а подчеркнутая возвышенность происходящего казалось бы, оставляет никакого простора для режиссерских вольностей. Сложился обычай давать «Парсифаль» в предпасхальные дни – уж в Страстную пятницу обязательно; потому что центральный эпизод оперы – это обряд Евхаристии (причащения), а образ Парсифаля практически сливается с образом Спасителя.

Однако Кирилл Серебренников, вынужденный по необходимости руководить репетициями удаленно по зуму, с помощью ассистента Евгения Кулагина , перенес действие в тюрьму, где томятся зэки, а главный уголовный авторитет, Гурнеманц, надзирает за порядком и бесконечно рассказывает байки о святом простеце, который явится и всех освободит. 

Премьера спектакля прошла без публики, в пустом зале. Ансамбль певцов подобрали впечатляющий: Парсифаля спел главный немецкий тенор Йонас Кауфман, Амфортаса – превосходный французский баритон Людовик Тезье, партию Гурнеманца поручили выдающемуся немецкому басу Георгу Цеппенфельду, а единственную в опере женскую партию Кундри – харизматичной Элине Гаранче. За пультом оркестра Венской оперы стоял Филипп Жордан, который сменил пост главного дирижера и музыкального руководителя Парижской оперы на аналогичную должность в Венской опере.