О школе
Курсы
События
More Masters
Событие
Музыка
Лекция Гюляры Садых-заде «Кассандра и Дидона: женские образы в оперной дилогии Гектора Берлиоза «Троянцы»
Преподаватель
Гюляра Садых-заде
Музыковед, музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей России, Международной ассоциации театральных критиков A.I.C.T.

Школа Masters приглашает на лекцию музыкального критика Гюляры Садых-заде «Кассандра и Дидона: женские образы в оперной дилогии Гектора Берлиоза «Троянцы», предваряющую спектакль Янниса Коккоса на Новой сцене Мариинского театра. 

Два мира – два цвета – две женских героини. Неистовая Кассандра  существует в  разрушенном мире Трои – сумрачном, темном, распадающемся. Во второй части глазам предстает иной мир: лучезарный образ рая, в синеве которого парят и тонут белые кораблики Энеевой дружины. В мире царицы Дидоны много света, воздуха, белизны и синевы; и этот контраст действует тем сильнее, чем сильнее мы прониклись смрадом и распадом Трои.

Сейчас ни один оперный спектакль не обходится без визуальных эффектов, но «Троянцы», в этом смысле получились особенно впечатляющими. Важный принцип сценической организации –  зеркальность: сцена отражается в огромном наклонном зеркале. Миры двоятся, верх и низ перепутаны. Иногда от двоящегося действия  кружится голова и слегка теряется ориентация в пространстве; ступени, площадки, глубокое  ущелье-провал, на дно которого ведут пологие ступени. 

Картинка в каждой сцене изумляет изысканным колоритом, глубиной и яркостью красок, прихотливой игрой форм. Вместе с тем спектакль Коккоса дышит каким-то внутренним спокойствием; он гармоничен и сбалансирован – по подаче материала, по подчеркнуто простым, но исправно «работающим» оппозициям: день-ночь, черное-белое, война – мир, земля - море. Эти оппозиции изначально составляют структуру авторского текста дилогии: Берлиоз рисует два мира, играя на их противопоставлении. Режиссер лишь усиливает эти генеральные оппозиции – и тем достигает не только симметрии форм, но внутренней цельности всего спектакля. 

Место:  Новая сцена Мариинского театра, зал Щедрина

 

Садых-заде Гюляра
Музыковед, музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей России, Международной ассоциации театральных критиков A.I.C.T.