Французское в русском искусстве

Преподаватель
Марина Виноградова

Руководитель арт-проектов фонда Aksenov Family Foundation

*Записи вебинаров.

ПРОГРАММА КУРСА:

  1. «Мир искусства» и его французский акцент
    Мир искусства — художественное объединение, которое сложилось под руководством петербургского художника Александра Бенуа и театрального деятеля Сергея Дягилева в конце XIX века. Несмотря на тесные русско-французские связи, тема Парижа в живописи и графике «мирискусников» прослеживалась, но не была главным предметом их творчества. Многие художники уезжали в Париж в период эмиграции и изображали виды города и французских жителей в своих работах. На лекции мы поговорим об особенностях восприятия русскими художниками Парижа и о том, как интерпретировался образ французской столицы.
  2. «Русский сезаннизм»
    На лекции мы рассмотрим понятие «сезаннизм», которое обозначает следование живописным традициям Поля Сезанна. Фигура французского художника была очень важна для становления ранних авангардистов. Его революционные подходы в живописи оставили большой след в истории искусства, в том числе и в творчестве представителей московской живописной школы на протяжении всего ХХ века.
  3. Ленинградские «маркисты»
    В основу метода художников Ленинградской пейзажной школы, сложившейся в 1930-1940-х годы, легла творческая переработка импрессионистических и постимпрессионистических традиций. Гринберг, Тырса, Лапшин, Ведерников, Карев и другие художники этого круга вдохновлялись Матиссом, Марке, Дюфи, Боннаром, и создавали камерные городские пейзажи в приглушенной цветовой гамме, наполненные созерцательностью, туманной атмосферой и культом индивидуального переживания.
  4. Арефьевский круг
    Арефьевский круг или иначе Орден Непродающихся живописцев — художественный феномен Ленинграда второй половины XX века. Эта компания художников-нонконформистов, куда входили Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин и Валентин Громов, изображала поствоенную жизнь Ленинграда, вдохновляясь работами французских импрессионистов. На лекции мы познакомимся с живописью «поклонников Сезанна, Матисса и Дега» и посмотрим, как арефьевцы работали с цветом и чувством формы.