Город — это особый организм, у него есть своя физиология, психология и — главное! — душа. Об этом говорил историк Николай Анциферов в своей книге «Душа Петербурга». Чуть больше ста лет назад, в 1922 году, эта книга сформировала в культурном сознании эпохи образ Петербурга – города «трагического империализма».
На каких мифах зиждется репутация города? Как петербургское искусство впитывало эти мифы и создавало их? Поговорим об этом на новом online-курсе со специалистами по русской литературе и архитектуре. Обсудим и современный Петербург: как «блистательное наследие» и одновременно «тяжелый груз прошлого» влияет на город сегодня.
Весь сбор от продажи курса будет направлен в благотворительный фонд AdVita, помогающий онкологическим больным, которые проходят лечение в Петербурге.
Формат: Запись вебинаров, которые прошли в марте-мае 2023 года.
Доступ к видеозаписям в течение 6 месяцев с даты покупки в личном кабинете пользователя на сайте masters.
*Курс доступен для покупки до 31 декабря 2023.
«Иван Михайлович Гревс, который понял, как понять город». Лектор – Елена Грачева.
Знакомимся с одним из отцов-основателей российской медиевистики и специалистом по городам: как профессор Санкт-Петербургского университета Гревс создал философию «понимания» городов, придумал жанр «научных прогулок» и научил русских экскурсоводов видеть в городе не груду достопримечательностей, а живой, цельный, сложный организм.
«Николай Павлович Анциферов, который придумал “душу Петербурга”». Лектор – Елена Грачева.
Речь пойдет о самом важном человеке для петербургской школы культурного краеведения. В 1922 году Анциферов собрал все, что написали о Петербурге писатели и поэты за 150 лет, и создал образ «города трагического империализма» в своей книге «Душа Петербурга». В XX веке «Душа Петербурга» дала жизнь популярному сегодня понятию «петербургский текст» и стала основой для главных петербургских культурных институций: градозащитного движения, Анциферовской исторической премии фонда Лихачева и авторской экскурсии.
«Город историй: как из мифологии складывался реальный Петербург». Лектор – Мария Элькина.
Попробуем взглянуть на историю Петербурга сквозь призму городских мифов, которые стали фундаментом вектора городского развития. Обсудим известные образы «имперской столицы», «окна в Европу», «маленького человека», города Belle Époque, сыгравшие важную роль в процессе развития города. Как выглядят знаменитые петербургские легенды с точки зрения градостроительства? Какой утилитарный смысл за ними стоял? И как их восприятие менялось с течением времени?
«На окраинах петербургского текста: случай Лермонтова». Лектор – Алина Бодрова.
Что такое для Лермонтова Петербург и что Лермонтов подарил петербургской мифологии? На лекции поговорим о сочинениях, в которых автор наиболее ярко описывает столицу: иронических стихах 1832 года, о скучном «тумане и воде», незавершенном романе «Княгиня Лиговская», сатирически-современной «Сказке для детей» и на полуслове оборвавшейся повести «Штосс».
«Фантастический Петербург, или О чем и как разговаривать с призраками?». Лектор – Дмитрий Калугин.
У Санкт-Петербурга репутация фантастического города, где сон и явь трудно отличить друг от друга. В лекции пойдет речь о призраках, которые являются героям «Пиковой дамы», «Шинели», «Штосса» и многих других произведений. Почему героям являются призраки? Что это значит? О чем они хотят рассказать? Несут ли они опасность? И почему их так много в именно в Петербурге?
«Н.А. Некрасов как поэт современности». Лектор – Кирилл Зубков.
Поговорим о стихах Некрасова, в которых выражаются фундаментальные парадоксы и противоречия жителя современного города. Название лекции отсылает одновременно к статье Валерия Брюсова «Н. А. Некрасов как поэт города» и к эссе Шарля Бодлера «Поэт современной жизни». Сопоставление с Бодлером помогает услышать в голосе Некрасова самоощущение человека, вырванного из традиционного общества и оказавшегося один на один с историческими процессами эпохи глобального капитализма, урбанизации и отчуждения.
«Провинциал в Петербурге, Лондоне, Шанхае и Токио: траектории автора “Обломова” и его героев». Лектор – Сергей Гуськов.
Одним из главных мотивов в творчестве Гончарова стала противопоставление «провинции», где он родился, и «столицы», куда автор приехал после окончания Московского университета. Как строились маршруты между ее крайними точками? Какие гончаровские герои проходили по этому маршруту, а какие нет и почему? И как чувствовал себя провинциал Гончаров в Лондоне, Шанхае и Токио?
«”Заблудившийся трамвай” Николая Гумилева: опыт реконтекстуализации». Лектор – Наталия Мазур.
«Заблудившийся трамвай» Гумилева — одно из самых прекрасных и страшных стихотворений в русской поэзии ХХ века, которое трудно воспринимать в отрыве от трагической судьбы его автора, расстрелянного вскоре после его написания. Но на лекции речь пойдет о том, что произойдет, если вернуть заблудившийся трамвай в его исторический контекст и выяснить, как в мистическом стихотворении Гумилева отразилась реальная история петербургского трамвая, а также расхожие представления того времени о влиянии электричества на человеческую психику и модные оккультные теории.
«”…Подымется с туманом и исчезнет как дым”: Сны Достоевского о Петербурге». Лектор – Виктор Димитриев.
Петербург для Достоевского не только географическое и литературное пространство, но и отдельный герой, вступающий с персонажами его произведений в «самые отвлеченные и умышленные» отношения. На лекции поговорим о фантастических видениях Петербурга в прозе Достоевского и их художественной функции. Что топография романа может сказать о его поэтике? Какие сюжеты могут произойти в Коломне, но никогда не случатся на Вознесенском проспекте? Куда и зачем бредут петербуржцы и гости столицы? Важно ли, пешком или на извозчике? Городское пространство управляет затерявшимися в нем людьми, но это пространство подчинено художественной логике Достоевского, гения литературного Петербурга.
«Владислав Ходасевич между Петроградом и Петербургом». Лектор – Всеволод Зельченко.
Лекция посвящена недолгому, но чрезвычайно значительному петроградскому периоду (1920-1922) в жизни и поэзии Владислава Ходасевича, метаморфозе, произошедшей с ним в Петрограде времен военного коммунизма и НЭПа, и образу города в его стихах и эссе. В длинной истории противостояния / противопоставления поэзии двух столиц случай Ходасевича уникален: типичный московский поэт, он вскоре после переезда стал восприниматься как поэт типично петербургский, более того – как один из классиков и образцов петербургской школы.
«Фланируя по Ленинграду: улицы, дворцы, руины, дачи, фабрики и заводы Константина Вагинова». Лектор – Дмитрий Бреслер.
Стихи и проза Константина Вагинова наполнены городскими пейзажами, ландшафтами загородных резиденций и пригородных дачных районов, заселены героями, блуждающими затерявшись в толчее воскресных гуляний, погруженными в ночное мрачное безлюдье. Город Вагинова — это город книг и книжников, книжных базаров и букинистов, поэтической эстрады и уличных чтений, литературных салонов и кабаков с писателями за столиками. Город, в котором улицы рабочих окраин дарят россыпи новых слов, в котором инженеры после работы встречаются, чтобы вести бесконечные разговоры об истории культуры. В лекции мы проследим за тем, как Вагинов идет по городу пешком, как вслед за ним выходит на улицы сама структура художественного текста — теряя мифопоэтическую символику, обретая самостоятельную ценность документа или артефакта эпохи.
«Забытый обэриут: “Десять вагонов” Дойвбера Левина». Лектор – Валерий Дымшиц.
Книга «Десять вагонов» Дойвбера Левина, участника ОБЭРИУ и доброго друга Хармса, — поразительный литературный эксперимент: свободная обработка устных рассказов беспризорников, ставших воспитанниками Еврейского детского дома на 10 линии Васильевского острова. Еврейский детский дом и созданная при нем еврейская школа — важнейшая часть петербургского ландшафта первых постреволюционных лет. Воспоминания воспитанников дают нам возможность увидеть не только ужасы Гражданской войны, но и наш город под совершенно особым углом зрения. Это забытая школа заслуживают нашего внимания и памяти так же, как и забытая книга о ней.
«Истории о будущем: как понимать Петербург, чтобы менять его к лучшему». Лектор – Мария Элькина.
Современный Петербург, как многие города с богатым историческим наследием, попал в ловушку прошлого. Представления о прекрасном городе позапрошлого века мешают нам строить современный успешный город. Однако это вовсе не проклятие, а всего лишь привычка слишком буквально понимать ценность доставшегося нам наследия, и наследие Екатерины II не обязательно должно быть оплотом пассеизма, но вполне может вдохновить на развитие технологий. В итоговой лекции курса будем говорить о Петербурге, который не только отдает дань своему великому прошлому, но дает шанс современности и будущему.
Изображение: Иллюстрация Остроумовой-Лебедевой к книге Н.Анциферова “Душа Петербурга”