От театра танца до танца знака: как менялся современный танец в XX веке

244dc8a5a40d14b7c5e92e79784853de

XX век стал временем расцвета многих искусств, но танца это касается, пожалуй, в первую очередь. Невозможно поверить, но уход от классического балета в сторону свободных пластических форм начался всего лишь сто лет назад, а термин «современный танец» и вовсе довольно молод. Как эволюционировал танец, что влияло на его развитие, кто и как менял его язык?
Об этом поговорим в четырехчастном курсе о современном танце с критиком и продюсером Никой Пархомовской. Начнем с экскурса в историю двигательных практик и путешествия в эпоху зарождения свободного танца, после чего перейдем к конкретным мастерам. Поговорим о театре танца Пины Бауш, восхитимся страстной метафоричностью Матса Эка, разберем математически точные построения Анны Терезы Де Кеерсмакер. Словом, охватим взором весь современный танец — от его истоков до многоликого сегодня.



13 ноября — 6 декабря 2018


Программа курса:

13 ноября в 16.00 — Старый добрый contemporary.
На первой лекции курса разберемся, как и зачем в социуме и культуре возник танец; потом из Древней Греции через Средневековье и Ренессанс перенесемся в начало двадцатого века и там обнаружим целую плеяду удивительных мастеров. Поговорим про свободный танец Рудольфа фон Лабана и экспрессивный Мэри Вигман, «модерновый» Марты Грэм и театральный Курта Йосса, посмотрим видео и разберемся, кто есть кто в танцевальном мире первой половины XX столетия.

15 ноября в 17.00 —  Пина Бауш: танец для людей.
Крылатую фразу Бауш про то, что «ее волнует не то, как люди движутся, а то, что ими движет», знает каждый, кто интересуется современным танцем. Но как это кредо отразилось в ее творчестве? Почему она создала единственный в своем роде театр танца в захолустном немецком городишке? Зачем кочевала со своей многонациональной, разновозрастной труппой по миру и придумывала роуд-спектакли? И, главное, как от отчаянных и страшных спектаклей семидесятых перешла к светлым, радостным и легким спектаклям нулевых?

4 декабря в 16.00 — Матс Эк: танец про людей.
Как человек, который вообще не собирался танцевать, смог совершенно по-новому взглянуть на главные балеты прошлого? Как ему удалось рассказать знакомые каждому истории так оригинально и пронзительно, что мало кто нашелся что возразить против радикальной формы и полностью преображенного содержания «Спящей красавицы» и «Кармен», «Лебединого озера» и «Жизель»? Как Матс Эк заслужил репутацию классика, на самом деле будучи бунтарем и представителем андеграунда?

6 декабря в 16.00 — Анна Тереза Де Кеерсмакер: танец без людей.
Почему Кеерсмакер называют родоначальницей contemporary? За что ей пожаловали дворянский титул? Почему ее больше волнуют линии и геометрические фигуры, чем люди и характеры, и как ей удается раскрыть второе через первое? Попробуем ответить на все эти вопросы в
последней лекции курса, посвященной великой революционерке, преобразившей современный танец и наши представления о нем.


Автор курса — Ника Пархомовская:

  • Театральный критик и продюсер.

  • Выпускница Российского государственного института сценических искусств и «Школы Театрального Лидера». 

  • Обозреватель журнала «Театр», сотрудничает с «Петербургским театральным журналом», газетой «Ведомости» и другими изданиями.

  • Автор идеи и ведущая семинаров по социальному танцу (Москва, Алматы, Екатеринбург, Никель, Петербург).

  • Продюсер и куратор офф-программы социокультурного проекта фонда «Альма Матер» «Квартира», продюсер образовательной платформы современного танца СОТА.