Курс «Жилая среда. XX век: имена, концепции, проекты»

Frank-Lloyd-Wright-9

Мечтаете самостоятельно различать здания Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта, Вальтера Гроппиуса и Алвара Аалто? Новый цикл лекций кандидата искусствоведения Анастасии Ярмош посвящен истории формирования основных дизайн-концепций ХХ века. В основу структуры курса положен список из 10 значимых имен в истории дизайна современности, за каждым из которых кроется эпоха и присущие ей тенденции в развитии архитектуры и предметного дизайна.


1 ноября — 27 декабря 2018 года

четверг, 19.00-21.30


Темы лекций:

1. 1 ноября — Ле Корбюзье и эпоха функционализма

Формирование концептуальной авторской интерпретации жилой среды и предметов интерьера. Практика функционализма. Анри ван де Вельде и его проекты. Круг ванн де Вельде: Петер Беренс, Йозеф Хоффман, Йозеф Ольбрих. Влияние Чарльза Ренни Макинтоша на развитие дизайна интерьера в 1910-е годы. Развитие архитектурной практики функционализма в 1920-1940 годы. Деятельность Ле Корбюзье: архитектурна, проектирование, предметный дизайн. Павильон «Эспри Нуво» 1925 г. «Дом-ино» как объект промышленной архитектуры и дизайна. Проект жилой ячейки «Ситроен». Проекты виллы Стайна, виллы Монзи, виллы Савой в Пуасси (1928-1931). Проект «Кабанон» (1951 г.). Проекты Эйлин Грей.

2. 8 ноября — Фрэнк Ллойд Райт и Чикагская архитектурная школа

Развитие архитектуры и интерьера функционализма в США. Творческая практика Луи Салливена в Чикаго. Развитие принципов рациональной среды и архитектуры в творчестве Фр. Райта. Проекты Райта периоды «виллы прерий» – архитектурное решение, оформление, разработка дизайна. Проект «Дом над водопадом». Американский промышленный дизайн – Р. Лоуи, Г. Дрейфус. Стайлинг.

3. 15 ноября — Вальтер Гропиус и Баухаус

Школы искусств и прикладных практик в Европе и США в 1920 – 1940 гг. (Баухаус, Кренбрук). Развитие практики прототипирования и проектирования концепций оформления жилого интерьера в работах школы Баухаус. Теория Вальтера Гропиуса – проблемы композиции и формообразования в прикладном искусстве и дизайне. Проекты жилых единиц. Проект “Am Horh” (1923 г., Веймар).

4. 22 ноября — Алвар Аалто и принципы органического дизайна

Авторская концепция и принципы организации пространства Алвара Аалто в проектах Выборга, Сунила, Ювяскуля. «Жилье как проблема» (Domus, 1930). Истоки концепции органической архитектуры и дизайна Алвара Аалто. Развитие идей Аалто в архитектурных концептах проектировании жилой среды Заха Хадид, Нормана Фостера, дизайн-бюро Snohetta Architects, BIG Architects, UN studio, MAD Architects, Herzog & de Meuron, Henenghan Peng Architects, Aedas, Lava, OFIS Architects.

5. 29 ноября — Джованни Понти и промышленный дизайн

Проектная культура послевоенной Италии как особая область творчества архитекторов и дизайнеров в 1940-1960 гг. Теория и дизайн-практика Джо Понти. Понятие и содержание концепции «Новеченто». Интеграция высокого искусства и дизайна – интерьерные решения итальянских «классиков» Карло Моллино и Пьетро Форназетти.

6. 6 декабря — Чарльз и Рей Имзы: модернизм и дизайн в послевоенную эпоху

Проектирование предметов мебели для фирмы Генри Миллера. Case Study House и интерьеры дома Имзов (1949 г.). Проекты Ээро Сааринена. Изоморфизм в практике американского дизайна: Жорж Нельсон. Ульмская школа и промышленный дизайн 1960-х годов.

7. 13 декабря — Энзо Мари: поп-арт в действии

Влияние поп-арта и оп-арта на формирование художественной образности предметов жилой среды. Равзвитие понятия «инвайромент» в интерьерныъх решениях последней трети ХХ века. Практика Энзо Мари, Гаэ Ауленти, Мэри Каунт и Вильяма Кляйна. Первая волна «антидизайна» — проекты Гаэтано Пеше. Брутализм.

8. 20 декабря — Ээро Аарнио и «космическая программа» дизайна 1960-1970

Развитие дизайн практик в эпоху освоения комоса. Влияние науки на формирование дизайн концепций и предметно-пространственных решений. Проекты Дж.Коломбо, Rotoliving. Скандинавский модернизм и практика Ээро Аарнио.

9. 27 декабря — Мемфис. Дизайн без границ. 1980-2000

Концепции постмодернизма и их воплощении в проектировании предметов жилой среды. Функция, эстетика, минимализм – проблема оригинального в дизайн-проектах 1980-1990 гг.. Группа «Алхимия» и прикладная практика Алессандро Гурьеро. Алесандро Мендини и радикальный дизайн. Эстетика «стиля Мемфис»: Эторе Сотссас, Андре Бранзи, Микеле де Луки. Голландский дизайн и круг архитекторов Droog Design, эстетика посмодернизма в 1970-1990 гг. Искусство постмодернизма и дизайна — проекты Рона Арада. Роль деформации и дополненной реальности в современном интерьере. Проблема восприятия, физика зрения и механика нейросистем. Коллекция Smoke – деконструкция и аддитивное наполнение. Проекты Рона Гиланда.


Автор курса — Анастасия Сергеевна Ярмош

yarmosh

  • Кандидат искусствоведения

  • Специалист по истории декоративно-прикладному искусству 

  • Спикер международных и всероссийских научных конференций

  • Автор научных публикаций, посвященных истории фарфора


Чтобы записаться на курс, оставьте свой номер и мы перезвоним вам: