Курс «Слушая XX век: музыка послевоенной Европы»

Glass-Photo

30 ноября — 19 декабря 2017 года

Эксперименты со звуком, тембрами и новыми композиторскими техниками во второй половине ХХ века кардинально изменили музыкальный ландшафт послевоенной Европы. Новые технологии, инструменты вместе с применением научных открытий в композиции породили новый язык музыки, разнообразие музыкальных стилей и композиторских практик.

Авторский курс лекций музыковеда и музыкального критика Гюляры Садых-заде поможет вам сориентироваться в океане музыки второй половины XX века и познакомит с творчеством лидеров музыкального авангарда — Карлхайнца Штокхаузена, Джона Кейджа, Филиппа Гласса и многих других.

Спешите записаться на курс через форму внизу страницы!


Гюляра Садых-Заде

Автор курса — Гюляра Садых-Заде

  • Журналист, публицист, музыкальный и арт-критик

  • Музыкальный обозреватель газеты «Ведомости», постоянный автор Colta.ru, «Петербургского театрального журнала» и других изданий

  • Член Союза композиторов Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России

  • Член Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков

  • 2012-2015 гг. — программный директор международного фестиваля «Евразия» в Екатеринбурге


Встречи с Гюлярой Садых-Заде проходят по вторникам и четвергам с 14.00 до 17.00


Темы лекций от Гюляры Садых-Заде:

1. 30 ноября — Музыка в послевоенной Германии

Обновление языка и поиски новой идентичности. Возникновение новых центров силы: Дармштадт и Донауэшинген. Карлхайнц Штокхаузен: электроакустические опыты и пространственная музыка. Инструментальный театр Маурицио Кагеля.

Хельмут Лахенманн: философия тишины и выход за пределы инструментальных тембров; «конкретная инструментальная музыка» и опера «Девочка со спичками». Вольфганг Рим и его ученики Йорг Видманн, Ребекка Саундерс, Зейнеп Гедизлиоглу. По краям: Марк Андре и Энно Поппе.

 5 декабря — Музыка в послевоенной Франции

Оливье Мессиан и группа «Молодая Франция». Новый инструментарий: терменвокс, волны Мартино и первые синтезаторы. Конкретная — электронная — электроакустическая музыка: Пьер Шеффер, Пьер Анри и ранние опусы Эдгара Вареза. От сериализмапуантилизма —  к структурализму. «Структуры» и «Молоток без мастера» Пьера Булеза.

Миссия и деятельность IRCAM. Вокруг IRCAM’а: спектралисты Жерар Гризе и Тристан Мюрай, Кайя Саариахо и Магнус Линдберг. Оперы Паскаля Дюсапена, Марка-Андре Дальбави и Филиппа Манури.

7 декабря — Музыка в послевоенной Италии

Джачинто Шелси – композитор-изгой. Лючано Берио и его влияние на формирование нового поколения итальянских композиторов. Бруно Мадерна, Луиджи Ноно и Луиджи Даллапиккола.

Психоделика Фаусто Ромителли: опера «Индекс металлов», опусы «Professor bad Trip» и «Dead City Radio». Сальваторе Шаррино: микроинтервалика, подражание щебетанью птиц и новая вокальная выразительность. Опера Шаррино «Luci mie traditrici» («Лживый свет моих очей»), мадригалы и симфонические опусы.

12 декабря — Между Францией, Польшей, Грецией и Венгрией

Лидеры европейского музыкального авангарда: Яннис Ксенакис, Дьердь Лигети и Дьердь Куртаг. Голландский авангард. Первые опыты электронной музыки, Fluxus и «актуальная музыка». Общественные протесты «щелкунчиков» и образование BEVEM. Луи Андриссен, Райнберт де Леу и Мишель ван дер Аа.

Сонористика, алеаторика и ее адепты: Витольд Лютославский, Хенрик Миколай Гурецкий и Кшиштоф Пендерецкий. Неоромантизм и возвращение к традициям. Польская композиторская школа.

14 декабря — Музыка в послевоенной Британии

Бенджамин Бриттен: «Военный Реквием» и оперы 40-50-х годов: «Питер Граймс», «Поругание Лукреции», «Альберт Херринг», «Билли Бад» и «Поворот винта». «Притчи для исполнения в церкви», кантикли и симфонические опусы.

Сардонический юмор  Харрисона Бертуистла: скетч-опера «Панч и Джуди». Его оперы «Гавейн», «Маска Орфея» и инструментальные концерты. Оперы и симфонические опусы Томаса Адеса. Джордж Бенджамин:  опера «Написано на коже».

19 декабря — Музыка послевоенной Америки

Чарльз Айвз – отец-основатель американской музыки.

Буддизм и новая простота: Джон Кейдж, Мортон Фелдман, Эрл Браун и Крисчен Вулф. Эстетика пустоты и «Лекция о Ничто» Джона Кейджа. Поздние опусы Эдгара Вареза: от «Америк» — к «Пустыням».

Возникновение минимализма и расширение горизонтов темпоральности: Терри Райли, Стив Райх, Филип Гласс, Майкл Найман. Оперы Гласса «Эйнштейн на пляже» и «Сатьяграха». Джон Адамс: «Учение о гармонии»  и оперы «Никсон в Китае», «Смерть Клингхофера» и «Атомный Доктор».

По краям: певица-композитор Мередит Монк и неоархаика Джорджа Крама. Звуковые эксперименты Элвина Лусье. Группа Bang on a Can: Джулия Вулф, Майкл Гордон и Дэвид Ланг.


Cтоимость курса — 9 000р.

Стоимость 1 лекции — 1 500р.

Если у вас есть вопросы или вы хотите записаться на курс, оставьте свой телефон и мы перезвоним вам:

Наш телефон 912-93-93