Курс «Русский авангард»

Русский авангард

Казимир Малевич, Наталья Ларионова, Александр Родченко и другие художники начала XX века стали именами-брендами русского искусства на Западе. Крупнейшие музеи мира — от амстердамского Стеделик-музея до лондонской галереи Тейт, посвящают свои выставки именно этому периоду в отечественном искусстве.

Школа Masters вместе с искусствоведом Глебом Ершовым разработала авторский курс из 10 лекций и 2 экскурсий, который позволит вам узнать о выдающемся художественном направлении, его главных представителях и их революционных идеях.


16 января — 20 марта 2018 года

вторник 19.00 — 21.00


Темы лекций:

1. 16 января — Начало XX века. От символизма к авангарду

Модерн, символизм и декаданс в культуре рубежа веков. М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов. Салон «Золотое руно» и выставка «Голубая роза» 1907 г и творчество «голуборозовцев» (С.Ю. Сапунов, Н.Н. Судейкин, Н.П.  Крымов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, А.Т. Матвеев).

2. 23 января — Первые авангардистские объединения

Объединение «Венок – Стефанос» (1907 – 1909). Н.И. Кульбин и «Художественно-психологическая группа «Треугольник». Выставки объединений «Бубновый валет» (И. Машков, П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк, А.В. Лентулов) и «Союз молодежи» (1910) (М.В. Матюшин, Е.Г. Гуро, В.Д. Бубнова, В. Матвейс, И.С. Школьник).

Перейти к заказу билетов

3. 30 января — Михаил Ларионов и неопримитивизм в русском авангарде

Импрессионистический период творчества М.Ф. Ларионова. От «Бубнового валета» к «Ослиному хвосту». Примитивистская программа творчества. Лекции, диспуты и акции русских футуристов в 1910-е годы. Лучизм как «абстрактный вариант импрессионизма». Участие Ларионова в «русских сезонах» С.П. Дягилева.

Перейти к заказу билетов

4. 3 февраля в 12.00 (суббота) — Экскурсионное занятие в Музее петербургского авангарда

Перейти к заказу билетов

5. 6 февраля — Казимир Малевич. От кубизма к супрематизму

Раннее творчество К.С. Малевича. «Заумный алогизм» и «Заумь» А.Е. Крученых (живопись и поэзия в русском авангарде). Первые спектакли русских футуристов («Победа над солнцем» и «Владимир Маяковский»). Рождение супрематизма. «Последняя футуристическая выставка 0,10».

6. 13 февраля — Владимир Татлин. От иконы к контррельефу

Французская школа и русская иконопись: творчество В.Е. Татлина в 1900-1910-е годы. Татлин и Пикассо. От кубофутуризма к контррельефам. Татлин и Хлебников. Башня 3-го Интернационала и рождение конструктивизма.

7. 20 февраля — Амазонки русского авангарда: Варвара Степанова, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Александра Экстер, Ольга Розанова

Изменение статуса женщины-художника в искусстве авангарда. «Динамические пары» в русском авангарде. Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов: религиозные и жанровые мотивы в творчестве. Лирический супрематизм О.В. Розановой и сотрудничество с А. Крученых. От станкового искусства в прикладную сферу.

8. 24 февраля в 12.00 (суббота) — Экскурсионное занятие в Русском музее

9. 27 февраля — Русская футуристическая книга: от Алексея Крученых до Владимира Маяковского

Издательская деятельность в русском авангарде. Концепция рукописной книги у А. Крученых и идея «самовитого слова» у В. Хлебникова.  Рождение новых идей в футуристической книге. Цельнолитографированная книга, коллаж и принципы конструирования.

10. 6 марта — Павел Филонов и аналитическое искусство. Живопись Мирового расцвета

П.Н. Филонов: от модерна и символизма к кубофутуризму и примитивизму. Философские идеи в творчестве художника 1919-х годов. Идеология аналитического искусства и идея Мирового расцвета. «Формулы» Филонова.

11. 13 марта — Школы русского авангарда

Формирование художественных концепций и методов творчества в 1910-е годы (Аналитическое искусство, супрематизм, конструктивизм, органическое искусство). Малевич и УНОВИС. ГИНХУК и создание первого в мире музея современного искусства (МХК). Школа Филонова и Матюшина.

 12. 20 марта — Авангард и политика

«Роман с революцией» (1917 – 1921). Агитационное искусство. Авангард и коммунистическая идея. Фотомонтаж и проектное искусство 1920-х годов. Русский конструктивизм. Эль Лисицкий, А.М. Родченко, К.С. Мельников, В.А. и  Г.А. Стенберги. Художественные объединения 1920-х годов. Судьба авангарда в 1930-е годы.

Перейти к заказу билетов


Автор курса — Глеб Юрьевич Ершов

ershov

  • Куратор, арт-критик

  • Крупнейший отечественный специалист по русскому авангарду

  • Автор книги «Художник мирового расцвета. Павел Филонов» (2015)

  • Обладатель премии в области современного искусства им. Сергея Курехина в номинации «лучший кураторский проект» (2013).


Если у вас есть вопросы или вы хотите записаться, оставьте свой номер и мы перезвоним вам:

Наш телефон 912-93-93