Курс «Красота ужаса»

280x178_2

Хоррор, как кинематографический жанр, возник на излете эпохи декаданса и полностью унаследовал как ее мистический экстаз, так и мрачные эротические наваждения. Противоречивый синтез ужасного и прекрасного, эстетизация зла и жестокости на протяжении почти ста лет были основными темами фильма ужасов, делая его зрелищем скандальным, провокационным и раздражающим консерваторов всех времен и народов. Романтической ипостаси хоррора, разрушающей табу, заглядывающей в бездны человеческой души и неразрывно связанной с другими искусствами – прежде всего с живописью и музыкой – посвящен цикл лекций киноведа Дмитрия Комма.


30 сентября — 4 ноября 2018 года

воскресенье, 17.00

Продолжительность лекции – 2,5 часа.


Программа курса:

1. 30 сентября — Торжествующая Медуза.

Художественные идеи романтизма и декаданса и их влияние на фильм ужасов. Образ Медузы Горгоны: ужас в красоте и наслаждение красотой ужаса. Перси Биши Шелли и его «искусительное очарование ужаса». Романтические Медузы от «Сатанинской рапсодии» (Нино Оксилья, 1915) до «Дочерей тьмы» (Гарри Кюмель, 1971). Влияние живописи символистов на европейский готический фильм на примере «И умереть от наслаждения» (Роже Вадим, 1960).

2. 7 октября — Расщепление Фауста.

Франкенштейн, Шерлок Холмс и Дракула: ученый, сыщик и монстр как три ипостасти романтического героя в популярной культуре ХХ века. Мистическая идея «тайного знания» как основа готического хоррора и классического детектива. Книга как «запретный плод» в фильмах «Влюбленная ведьма» (Дамиано Дамиани, 1966) и «Инферно» (Дарио Ардженто, 1980). Значение сюжетной модели расследования в мистическом триллере на примерах «Сердца Ангела» (Алан Паркер, 1987) и «Девятых врат» (Роман Полански, 1999).

3. 14 октября — Нить Ариадны и хлебные крошки.

Как показать бессознательное: влияние сюрреалистов на эстетику хоррора. К.Г.Юнг и идея архетипов коллективного бессознательного. Фильм ужасов как миф и волшебная сказка для взрослых. «Невинные» (Джек Клейтон, 1961), «Суспирия» (Дарио Ардженто, 1977), «Четвертый мужчина» (Пауль Верхувен, 1983), «Удушье» (Чжан Бинцзянь, 2005).

4. 21 октября — От красоты ужаса к ужасающе прекрасному.

Искусство, как источник страха; художник, как монстр. «Безумная любовь» (Карл Фройнд, 1933), «Мельница каменных женщин» (Джорджо Феррони, 1960), «Слепое чудовище» (Ясудзо Масумура, 1969). Итальянские оперы ужасов 60-х годов — высшее достижение романтического хоррора. Кинематографическая живопись Марио Бавы и Риккардо Фреды.

5. 28 октября — Эротичное искусство убивать.

Фильм ужасов эпохи сексуальной революции: как популярная культура адаптирует идеи романтизма и символизма. Джесс Франко и Жан Роллен. Сладкая смерть — фетишизм и эстетизация убийства в итальянских джалли. Убийство как вид изящных искусств, монстр как художник. «Кроваво красный» (Дарио Ардженто, 1975), «Одетый для убийства» (Брайан Де Пальма, 1980). От джалло к слэшеру: возникновение «ужаса в обыденности». Яппи-культура и конец романтического хоррора.

6. 4 ноября — Новое начало.

Азиатский связной: идеи романтизма и декаданса в фильмах Пак Чхан-ука «Жажда» (2009) и «Служанка» (2016). Гонконгское джалло и китайский психоаналитический триллер. «Великий гипнотизер» (Лесте Чэнь, 2014). Крах «готического диснейленда» в кинематографе США и поиски независимых: «Неоновый демон» (Николас Рефн, 2016), «Вскрытие Джейн Доу» (Андре Овредалл, 2016) и «Ведьма» (Роберт Эггерс, 2015).

 


Автор курса — Дмитрий Комм

комм

  • Кинокритик, киновед, постоянный автор журнала «Искусство кино»

  • Автор книг: «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов» (2012), «Гонконг: город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии» (2015)

  • Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за цикл статей по проблемам жанрового кино в журнале «Искусство кино» (2002)


Чтобы записаться на курс, оставьте свой телефон и мы перезвоним вам: