Курс «Голливуд: золотая эра американского кинематографа»

5
FacebookVKTwitter

27 сентября — 13 декабря 2017 года

На протяжении почти столетия Голливуд остается Меккой в мире кино. Студии, располагающиеся там с 1900-х годов,  предугадывают вкусы миллионов зрителей по всему миру, формируют тренды в мировой киноиндустрии и выпускают самые кассовые картины. В чем секрет успеха Голливуда? Как появлялись и сменяли друг друга популярные жанры на протяжении XX столетия? Можно ли считать голливудские фильмы поистине американскими?

Школа Masters совместно с кинокритиком Анжеликой Артюх разработала курс «Голливуд: Золотая эра американского кинематографа», чтобы познакомить вас с классикой американского кинематографа. На лекциях вы узнаете об истории развития Голливуда, увидите фрагменты культовых лент всемирно известных режиссеров, а также научитесь анализировать кино и видеть, как фильм отражает те или иные социальные и культурные явления.

Старт занятий 27 сентября! Спешите записаться!


Автор курса — Анжелика Александровна Артюх 

artuh

  • Доктор искусствоведения

  • Кинокритик, автор профессиональных изданий в сфере кино: «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки» и др.

  • Член Союза кинематографистов

  • Автор книги «Новый Голливуд. История и концепция» (2015)

  • Участник жюри международных кинофестивалей: «Кинотавр», МКФ в Москве, МКФ в Стокгольме и др.

  • Куратор программы «Время женщин» Московского Международного кинофестиваля


Встречи с Анжеликой Артюх проходят по средам с 19.00 до 21.00


Темы лекций от Анжелики Александровны Артюх:

1. 27 сентября — Рождение Голливуда

Классический Голливуд — основные черты парадигмы. Голливудские студии и их основатели, студийный стиль и его создатели. Роль «независимых» в истории Голливуда. Война с «Трестом». Голливуд и технические инновации. Звук в кино. Уолл-стрит и Голливуд. Голливудский стиль. Голливуд и «американская мечта».

Просмотр: «Бен Гур» (1925)

2. 4 октября — Рождение американского гангстерского фильма

Формульные жанры Голливуда. Гангстерский фильм в контексте жанровой теории. Томас Шатц о жанрах. Гангстерский фильм как социальное высказывание. Творчество Говарда Хоукс – «каждый жанр как новый». Длительное невнимание американских историков к Хоуксу и пиетет французских режиссеров круга «Кайе дю Синема» к режиссеру как крупнейшему автору. Концепция формулы гангстерского фильма Роберта Уоршоу, основанная на фильме «Лицо со шрамом»: гангстер как трагический герой. «Лицо со шрамом» в контексте истории развития гангстерского фильма. Насилие в кино. Фильм Хоукса как пример преодоления нарочитой социальности раннего гангстерского кино. Кодекс Хейса 1934 года и судьба гангстерского фильма.

Просмотр: «Маленький цезарь» (1931), «Лицо со шрамом» (1932), «Враг общества» (1931)

3. 11 октября — Первый этап развития голливудского хоррора

Студия Universal и архетипические хоррор-сюжеты: Дракула, Франкеншетейн, Мумия. Влияние немецкого экспрессионизма на развитие хоррора в Голливуде. Кодекс Хейса и фильм ужасов. Разница между понятием «жуткого» в Европе и Америке. Творчество Тода Броунинга. Актеры хоррора. Второй этап развития американского хоррора: Вэл Льютон и концепция фильма ужасов без монстра.

Просмотр: «Дракула» (1931), «Франкенштейн» (1931), «Мумия» (1932)

 4. 18 октября — Американский вестерн

Фронтир как смыслообразующее понятие вестерна. Основные черты вестерна. Типы вестерна.  Первые звезды американского вестерна: Том Микс и Уильям Хард. Вестерн как фильм категории Б. «Дилижанс» — начало ренессанса вестерна. Звезда Джона Уэйна. Покорение Дикого Запада и формирование американской мифологии. Творчество Форда и «авторская теория» авторов «Кайе дю Синема». «Невидимый монтаж» «Дилижанса» как ответ доминанте сценария 30-х. Гибкость авторской манеры – отсутствие устойчивых средств выражения (Форд в 20-е, Форд в 30-е, Форд в 40-е). Эволюция вестерна через творчество Джона Форда. Концепция «вестернера» Роберта Уоршоу (человека Дикого Запада) через фильмы Форда.

Просмотр: «Дилижанс» (1939), «Искатели» (1956)

5. 25 октября — Мюзикл. Хореография камеры Басби Беркли

Голливудский кинематограф эпохи Великой Депрессии. Звук в кино, бум на музыкальный фильм и последующий быстрый кризис направления. Основные черты формулы мюзикла. Бродвей – кузница новых кадров. Беркли – хореограф и режиссер, человек, выведший жанр из кризиса. Подвижность и визуальная  пластика. «Камера должна у меня танцевать». Show-stopper – музыкальный номер как аттракцион. Технические открытия Беркли, создающие возможности оптических эффектов. Беркли и авангард. Интегральный и неинтегральный мюзикл. Мюзикл и утопический взгляд на мир. Эскапизм или социальность? Влияние кинематографа Беркли на дальнейшее развитие жанра.

Просмотр: Фрагменты с номерами Басби Беркли: «Золотоискательницы» (1933), «Золотоискательницы» (1935), «Дамы» (1934), «42-я улицы» (1933)

6. 1 ноября — Рождение нуара

Нуар: стиль или жанр? «Мальтийский сокол» — провозвестник «черного фильма». Основные этапы развития нуара. Фильмы-расследования и фильмы-ловушки. Герой нуара. Образ private eye hero. Образ femme fatale. Черты повествования нуара. Особенности нуар-освещения. Влияние немецкого экспрессионизма. Нуар и философия экзистенциализма. «Маскулинный стиль» и индивидуализм Хьюстона. Хэмфри Богарт – особенности харизмы. Дальнейшая эволюция нуара: нео-нуар.

Просмотр: «Мальтийский сокол» (1941), «Асфальтовые джунгли» (1950)

7. 8 ноября — Орсон Уэллс —  enfant terrible американского кино. Режиссер как автор

Уэллс как абсолютный автор. Европеизированный стиль. Влияние экспрессионизма. Уэллс – человек Возрождения в эпоху специалистов (Андре Базен о Уэллсе). «Гражданин Кейн» как вымышленная биография. Уэллс и Шекспир. Мистификации Уэллса. Магистральный конфликт — между морализмом и мегаломанией. Техника глубокофокусной съемки в противовес традиционному голливудскому параллельному монтажу. Барочность. Логика характера в кино. Работа в Европе.

Просмотр: «Леди из Шанхая» (1948), «Гражданин Кейн” (1941), «Печать зла» (1958)

8. 15 ноября — Золотой век мюзикла. Винсенте Миннелли и его эксперименты с цветом

Голливуд и эстетизм. Студийный стиль МГМ. Команда Артура Фрида. Основные фильмы Миннелли. Техническое совершенство (изобретения «краба», сцена бала в «Мадам Бовари»).  Стилизации под живопись: декоративное Art Nouveau 1880-х годов, ранний модернизм французских импрессионистов и галлюцинаторное видение сюрреалистов. Влияние традиции дендизма. Миннелли и модернизм.

Просмотр: «Американец в Париже» (1951), «Жижи» (1958)

9. 22 ноября — Творчество Билли Уайлдера

Голливуд в переходный период. Дело «Парамаунт» 1948. Рост независимых студий. «Сансет бульвар как фильм о Голливуде этого времени.  Австрийский еврей в Америке. Берлин 20-х — начало кинематографического пути. Эмиграция. Работа на «Парамаунт». Осмысление американской жизни в фильмах Уайлдера. «Европеизированность» — как внешний аромат, как романтическое мироощущение («Сансет-бульвар»). Голливуд о Голливуде. Авторское ощущение Америки, а не ее «живые голоса». Кино для тех, кто вырос на кино. «Гротескная нравственная испорченность современной жизни» («Двойная страховка», «Сансет-бульвар»). Уайлдер и Новый Голливуд.

Просмотр: «Сансет-бульвар» (1951), «В джазе только девушки» (1960)

10. 29 ноября — Американский Хичкок

Хичкок как величайший создатель формы. Краткие черты британского периода. Любимые жанры Хичкока — триллер, фильм ужасов, шпионский фильм. Хичкок и психоанализ. Трюффо о Хичкоке. Жижек о Хичкоке. Понятие МакГаффина. Саспенс у Хичкока. Центральная тема: человек, обвиненный в убийстве, которое он не совершал. Хичкок и католицизм. Хичкок в контексте авторской теории.

Просмотр: «Головокружение» (1958), «Психоз» (1960)

11. 6 декабря — В центре Голливудского Ренессанса

60-е – эпоха больших перемен (молодежная, сексуальная революции; хиппи, наркотики, концепция Renovatio через посредство психоделических средств). Смена концепции героя. Бонни и Клайд как выразители моральной двусмысленности. Новое понимание насилия. Артур Пенн как выразитель идей голливудского Ренессанса, или американской «новой волны». Постклассический Голливуд.

Просмотр: «Бонни и Клайд» (1967), «Выпускник» (1967)

12. 13 декабря — Время блокбастера

Фильмы Спилберга – возвращение к классическому стилю в эпоху кино спецэффектов. Кино ожидаемой идеологии: (консерватизм, рейгановское возвращение к патриархальным ценностям; семья как базис цивилизации). Кино бэйби-бумеров – кино новой телевизионной эстетики. Этапы творчества Спилберга. Спилбергианские темы. Основные жанры. «Челюсти» как первый блокбастер. Творчество Джорджа Лукаса Голливуд на современном этапе. Новый Новый Голливуд. Последствия глобализации американской киноиндустрии. Корпоративный Голливуд. Индивуд. Понятие «корпоративного авторства». Джордж Лукас: человек-корпорация. «Звездные войны» как франшиза. Голливуд после Лукаса.  Революция «Матрицы».

Просмотр: «Челюсти» (1975), «Звездные войны» (1977)


Стоимость курса — 15 000р.

Перейти к заказу билетов

Если у вас есть вопросы или вы хотите записаться на курс, оставьте свой телефон и мы перезвоним вам:

Наш телефон 912-93-93

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: