Курс «Десять веков западноевропейской музыки: от григорианского хорала до «Новой венской школы»

masters баннер на сайт

Курс музыкального критика Гюляры Садых-Заде познакомит вас с десятивековой историей западноевропейской музыки — от раннего средневековья до европейского авангарда ХХ века. На лекциях, которые сопровождаются музыкальными примерами, слушатели познакомятся с формированием и эволюцией стилей, жанров и музыкальных форм, сопряженных с общей историей искусств и расцветом философской мысли в каждую эпоху. Также вы узнаете о ключевых фигурах музыкального мира – от Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена до Игоря Стравинского и Арнольда Шенберга.

Академический курс из 42 встреч позволит вам самостоятельно ориентироваться в мире академической музыки и оперы.


18 сентября 2018 — 12 марта 2019 года

вторник, четверг 14.00-16.30


Гюляра Садых-Заде

Автор курса — Гюляра Садых-Заде

  • Журналист, публицист, музыкальный и театральный критик

  • Автор Colta.ru, «Петербургского театрального журнала», журнала «Музыкальная жизнь», Masters Journal и других изданийЧлен Союза композиторов Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России

  • Член Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков России

  • Член Международной ассоциации театральных критиков A.I.C.T. (Association Internationale des Critique


Программа курса:

1.18 сентября — Музыка Средневековья 

Возникновение григорианского хорала и канона мессы (Ordinarium и  Proprium).  Антифоны и респонсории. Тропы и секвенции. Переход от монодии к полифонии. Школа Нотр-Дам и ранние органумы Леонина и Перотина. Мотеты, кондукты и эстампи. Средневековые теории музыки: от Августина до Гвидо Аретинского. Космогония и картина мира средневекового человека.

2. 20 сентября — Предчувствие Ренессанса

Стиль Ars Nova и Гийом де Машо. Бургундская школа и Гийом Дюфаи. Фламандская школа строгого стиля: Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт. Появление имитационной техники полифонического письма. Баллады и баллаты.

Крестовые походы и их влияние на становление светской музыкальной традиции в Европе.

Возникновение светского музыкального инструментария. Поэтический строй и жанры светского музыкального искусства. Поэзия  трубадуров, труверов и миннезингеров. Карнавальная культура плебса и куртуазная придворная культура. Танцы и лютневая музыка.

3. 25 сентября — Высокое Возрождение

Музыка высокого Возрождения: мессы Жоскена Депре и Джованни Палестрины. Мадригалы Луки Маренцио и Джезуальдо ди Венозы. Жанр канцоны и церковной сонаты. Музыка английских вёрджиналистов: Уильям Бёрд и Джайлс Фарнеби. Паваны, гальярды и вариации. Английские бэллет (ит. – balletto).

Расцвет светской придворной музыки при дворах во Флоренции, Мантуе, Ферраре и Риме. Канцоны, страмболы, вилланеллы и фроттолы. Инструментарий и манеры исполнения. Ренессансные представления о гармонии в трактатах Царлино, Салинаса и Глареана. Гармония сфер и музыка ангелов.

4. 2 октября — Рождение оперы

Идеи Флорентийской камераты, «новая античность» и первые оперы Пери и Каччини. Оперы Монтеверди «Орфей», «Возвращение Улисса» и «Коронация Поппеи». Многохорный стиль венецианских мастеров: Андреа и Джованни Габриэли.

Генри Пёрселл: «Дидона и Эней», «Королева фей»  и музыка в английском драматическом театре. Оперы-балеты Жана Батиста Люлли. Итальянская и французская увертюры. Английские граунды и немецкие токкаты. Французские клавесинисты: Шамбоньер и Франсуа Куперен.

5. 4 октября — Музыка эпохи Реформации

Оратории, духовные кантаты и мадригалы Шютца. Ричеркары и возникновение жанра танцевальной сюиты. Расцвет локальных органных школ: Свелинк и Фрескобальди. Великие предшественники Баха – композиторы-органисты Фробергер, Пахельбель, Бём и Букстехуде. Кантаты северной школы. Идея мировой гармонии в трудах Кеплера. Учение об аффектах и  музыкальная риторика.

6. 9 октября — Между Барокко и классицизмом

Завершитель эпохи: Иоганн Себастьян Бах.

От Эйзенаха – до Лейпцига. Биография, облик, сущность, характер, семья. Протестантская этика как жизненный стержень. «Не ручей – но море должно быть его имя».

Баховская полифония — вершина свободного стиля.  Вертикаль и горизонталь. Органные прелюдии и клавирные сочинения: инвенции, «Хорошо темперированный клавир», Английские и Французские сюиты, инструментальные сонаты, Бранденбургские концерты. Кантаты и Пассионы. «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги». Месса си минор.

7. 11 октября — Фридрих Гендель

Между Германией и Британией. Ораториальное творчество: «Мессия», «Илия», «Израиль в Египте», «Саул». Оперы-seria«Юлий Цезарь в Египте», «Роделинда», «Ариодант», «Ксеркс», «Орландо», «Альчина», «Тамерлан».  Жанр Concerto grosso и «Музыка на воде».

8. 16 октября — Век Просвещения 

Учение о гармонии Жана-Филиппа Рамо. Опера-балет Рамо «Галантные Индии» и лирическая комедия «Платея». Возникновение жанров опера-seriaи опера-buffa. Оперные либретто Метастазио и Кальцабиджи. Споры об опере и «война буффонов». Музыкальная эстетика Жан-Жака Руссо. Оперная реформа Глюка: от «Орфея» до «Ифигении в Тавриде». Борьба «глюкистов» и «пиччинистов».

9. 18 октября — Венский классицизм

Влияние падре Мартини на кристаллизацию классицистского стиля. Ученики падре Мартини: Иоганн Кристиан Бах (известный как «лондонский» или «миланский» Бах, 11-й сын И.С. Баха), Йомелли, Максим Березовский и Вольфганг Амадей Моцарт.

Формирование симфонического цикла и смена жанровой иерархии в XVIIIвеке. Оркестр  как  общественный инструмент. Симфонический цикл как модель человеческой личности. Универсальный язык и всеобщие ценности австро-немецкого классицизма. Соразмерность, ясность, объективность – три столпа классицистского стиля. Мангеймская школа: Стамиц и Каннабих.

10. 23 октября — Йозеф Гайдн

На службе у князей Эстерхази. Мировоззрение, биография, эстетика. Ранние симфонии и инструментальные концерты. «Лондонские симфонии», оратории «Сотворение мира» и «Времена года», струнные квартеты и клавирные сонаты. Оперное творчество.

11. 25 октбря — Вольфганг Амадей Моцарт I

Зальцбург. Семья и влияние отца. Детство и европейские гастроли. Ранние оперы. Вена и женитьба на Констанце. Зингшпиль «Похищение из сераля». Оперы-seria«Митридат, царь Понта», «Идоменей, царь Критский» и «Милосердие Тита». Фортепианные сонаты и инструментальные ансамбли.

12. 30 октября — Вольфганг Амадей Моцарт II

Зрелый стиль: оперная трилогия на либретто Да Понте: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все». Масонские символы «Волшебной флейты». Симфонии и клавирные сонаты. Месса До-минор и Реквием. Моцарт и Сальери. Зюсмайер и Констанца.

13. 1 ноября — Людвиг ван Бетховен I 

Траектория жизни. Биография и  характер.  Глухота. Неосуществленная любовь.  Наполеоновские войны и революционный порыв. Три периода творчества. Симфонии Бетховена: от Первой к Девятой.

14. 6 ноября — Людвиг ван Бетховен I 

Сонатно-симфонический цикл и его трансформация в творчестве Бетховена. 32-я ф\п соната – прорыв за пределы сонатной формы.  Фортепианные концерты и Тройной концерт. Месса До-минор и «Торжественная Месса». Вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Опера «Фиделио».

15. 8 ноября — Между классицизмом и романтизмом. Франс Шуберт

Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Жанр немецкой Lied и немецкая поэзия.  Песенный симфонизм и «Неоконченная симфония». Переосмысление сонатно-симфонического цикла и раннеромантическая гармония. Опера «Фьеррабрас». Фортепианные сонаты, инструментальные трио и квартеты.

16. 13 ноября — Немецкий музыкальный романтизм: корни и крона

Эпоха «Бури и натиска» и «Вертер» Гете. Сборник Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика». Литературные корни немецкого музыкального романтизма: Эрнст Теодор Амадей Гофман и Жан-Поль. Первые романтические оперы: «Ундина» Гофмана и «Фауст» Шпора. Волшебство и готические ужастики в  немецкой романтической опере: Карл-Мария Вебер и его оперы «Вольный стрелок», «Оберон» и «Эврианта».

17. 15 ноября — Феликс Мендельсон

Классик среди романтиков. «Песни без слов», симфонии и программные увертюры. Дирижерская деятельность в Лейпциге и Дюссельдорфе. Открытие музыки Иоганна Себастьяна Баха.

18. 20 ноября — Роберт Шуман

Расцвет жанра фортепианной миниатюры. Фортепианные циклы и программность в музыке. Сонаты и Фантазия. Цикл из четырех симфоний и увертюра «Манфред». Опера: «Геновева».

19. 22 ноября — Йоханнес Брамс

Романтическая симфония и ее модификации в творчестве Брамса. Четыре симфонии как мегацикл. Инструментальные концерты и программные увертюры. «Немецкий реквием».Фортепианные миниатюры: опусы 117,118 и 119.

20. 27 ноября — Ференц Лист, виртуоз рояля

Происхождение, биография,  философия. Венгерские мотивы и венгерские рапсодии. «Годы странствий» и песни. Фортепианные концерты, соната h-moll и этюды. Возникновение жанра одночастной программной симфонической поэмы: «Прелюды». Позднее творчество: движение к атональности. Духовные сочинения.

21. 29 ноября — Фридерик Шопен, певец рояля 

Происхождение, биография, отношения с Жорж Санд, смерть на Майорке. Жанры фортепианной миниатюры в творчестве Шопена и анализ структурных и ритмических особенностей. Мазурки, прелюдии, этюды, ноктюрны, полонезы, вальсы, сонаты.

22. 4 декабря — Джоакино Россини и его время

Расцвет стиля бельканто и творческая эволюция Россини. От оперы seria к романтической опере.  Комические оперы  «Севильский цирюльник», «Золушка», «Итальянка в Алжире», «Сорока-воровка» и «Путешествие в Реймс». Легендарно–исторические оперы «Семирамида», «Армида» и «Эрмиона», «Моисей в Египте». Путь к героической опере: «Вильгельм Телль». Хоровые произведения: Stabat Mater.

23. 6 декабря — Итальянская опера после Россини: Беллини и Доницетти

Героика и лирика в операх Винченцо Беллини: оперы «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула», «Норма» и «Пуритане». Гаэтано Доницетти: жизнь, судьба, музыкальный стиль. Лирико-романтические оперы «Анна Болейн» и «Лючия ди Ламмермур». Опыт в жанре большой французской оперы: «Фаворитка». Опера buffa- «Дон Паскуале».Французская комическая опера «Дочь полка».

Никколо Паганини – создатель нового романтического исполнительского стиля. Личность, облик, судьба. Феноменальная техника, неистовый темперамент, импровизации и «дьявольские трели». Скрипичные концерты и  «24 Каприччио» для скрипки соло.

24. 11 декабря — Музыкальный романтизм во Франции: Гектор Берлиоз

Тембровое и гармоническое мышление Берлиоза. Монументальность форм,  романтическая пышность оркестра  и программность.  Симфонии Берлиоза: «Фантастическая», «Гарольд в Италии», «Ромео и Джульетта». «Траурно-триумфальная симфония» и оратория «Осуждение Фауста. Духовные сочинения: TeDeum и Реквием. Оперная дилогия «Троянцы» и  опера «Бенвенуто Челлини».

25. 13 декабря — Французская опера в эпоху Романтизма

Французская комическая опера: Буальдьё, Адан, Герольд. «Фра-Дьяволо» и «Немая из Портичи» Обера.  «Жидовка» Галеви.  Жанр «оперы спасения». Большая французская опера: Джакомо Мейербер и его опера «Гугеноты». Французская лирическая опера: «Фауст» Шарля Гуно и «Лакме» Лео Делиба. Балет Делиба «Коппелия».

26. 18 декабря — Жорж Бизе

«Кармен» — кульминация в развитии жанра французской комической оперы. Оперы «Искатели жемчуга», «Пертская красавица» и «Джамиле». Симфонические сюиты из «Арлезианки» и Первая симфония до-мажор.

27. 20 декабря — Французские композиторы второй половины XIX века

Цезарь Франки его сочинения для органа и фортепиано. Симфония ре-минор, «Симфонические вариации»  и Скрипичная соната. Камилл Сен-Санс: фортепианные концерты и симфонии. Опера «Самсон и Далила». Развитие жанра лирической оперы в творчестве Жюля Массне: «Манон» и «Вертер».

28. 15 января — Возникновение национальных школ: Чехия

Движение «будителей» и подъем национального самосознания. Чешские народные песни и танцы. Бедржих Сметана и  его оперы «Далибор» и «Проданная невеста». Цикл симфонических поэм «Моя родина».

Антонин Дворжак и его опера «Русалка». Симфонии и вокально-хоровые сочинения. Пятая (Девятая) симфония  «Из Нового света». Инструментальное творчество и «Славянские танцы».

29. 17 января — Возникновение национальных школ: Польша и Венгрия 

Венгерский музыкальный фольклор и стиль вербункош. Ференц Эркель – пианист, дирижер и композитор. Оперы «Мария Батори», «Ласло Хуньяди» и «Банк-Бан». Интерес к трансильванскому фольклору и его претворение в операх Эркеля. Станислав Монюшко – основоположник польской национальной оперы.  Оперы «Галька» и «Зачарованный замок», хоровые сочинения, песни и романсы.

30. 22 января — Возникновение национальных школ: Норвегия

Три ключевых фигуры норвежской культуры  XIX века: скрипач Уле Буль, драматург Генрик Ибсен и композитор Эдвард Григ. Особенности норвежской народной музыки и ее влияние на формирование стиля Грига.  Фортепианный концерт и оркестровые пьесы. Инструментальные пьесы крупной формы, романсы и вокально-симфонические произведения. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт».

31. 24 января — Джузеппе Верди I

Верди и  его предшественники. Движение Рисорджименто. Итальянский музыкальный театр в середине XIX века. Героико-патриотические оперы 40-х годов: «Набукко», «Эрнани», «Жанна д’Арк», «Макбет». Три вершины: «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата». Принципы оперной драматургии, оркестровый стиль, отношение к мелодии.

32. 5 февраля — Джузеппе Верди II

Творческий взлет 60-70 годов: оперы «Сила судьбы», «Дон Карлос» «Аида».   «Реквием» Верди.  Верди и Вагнер: два взгляда на природу оперного театра. Эволюция стиля Верди в его поздних операх «Отелло» и «Фальстаф».

33. 7 февраля — Рихард Вагнер: начало 

Оперный театр и оперная реформа  Рихарда Вагнера. Эволюция стиля и мировоззрения. Влияние Ницше и Шопенгауера. Жизнь и семья, дети и внуки. Лейпциг-Рига-Дрезден-Веймар-Цюрих-Люцерн-Мюнхен-Байройт. Принцип Gesamtkunstwerk– новая идея музыкального театра, как синтеза искусств.  Искусственная мифология Вагнера и ее истоки: «Старшая Эдда» и «Песнь о нибелунгах». Первоэлементы  и стихии. Ранние романтические оперы «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин».

34. 12 февраля — Рихард Вагнер: «Кольцо Нибелунгов» и «Парсифаль»

Тетралогия «Кольцо нибелунгов»: Opus magnum Вагнера как метатекст постромантической эпохи. Оркестр Вагнера. Фестиваль Вагнера в Байройте и постройка Фестшпильхауса. Музыка и власть: Людвиг Баварский. Система лейтмотивов и вагнеровская гармония. Любовь-смерть, слитые в единый гештальт: «Тристан-аккорд» и бесконечная мелодия «Тристана и Изольды». В поисках святого Грааля: «Парсифаль»

35. 14 февраля — Постромантизм: Густав Малер 

Густав Малер, композитор и дирижер. Биография, судьба, характер. Работа в Венской опере. Переосмысление жанра симфонии. Симфонии и вокально-инструментальные циклы «Волшебный рог мальчика» и «Песни об умерших детях».

36. 19 февраля — Антон Брукнер и Гуго Вольф

Антон Брукнер: мировоззрение, эстетика, биография. Вагнерианство Брукнера. Трактовка симфонического цикла, формообразование, оркестровый стиль поздних симфоний. Вокальные циклы Гуго Вольфа.

37. 21 февраля — Жанр оперетты в XIX веке

От Жака Оффенбаха до Иоганна Штрауса-младшего. Оперетты Оффенбаха «Орфей в аду» «Замок Синей бороды» и опера «Сказки Гофмана». «Летучая мышь» Штрауса и оперетты Легара и Имре Кальмана.

38. 26 февраля — Австро-немецкий модерн: Рихард Штраус

«Рихард III»: биография, эстетические взгляды, сотрудничество с Гофмансталем и Стефаном Цвейгом. Связи с нацистской администрацией. Музыкальный символизм «Саломеи», «Электры» и «Женщины без тени». Музыкальный экспрессионизм и постромантическая гармония. Жанровые игры и полистилистика: «Ариадна на Наксосе». Цветущий венский стиль: «Кавалер розы» и «Арабелла». Комические оперы: «Молчаливая женщина»

Развитие жанра симфонической программной поэмы: «Дон Жуан», «Смерть и просветление», «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Жизнь героя».

39. 28 февраля — Французский импрессионизм: Дебюсси и Равель

Дебюсси и Равель: две стороны музыкального импрессионизма. Фортепианные прелюдии и фортепианные циклы Дебюсси. циклы . Циклы «Ночной Гаспар» и «Моя матушка Гусыня» Равеля. Всемирная выставка в Париже и  оплодотворяющее влияние экзотических культур на становление стиля импрессионистов. Джаз, явайский гамелан и «китайщина». Переосмысление стиля шинуазери в музыке ХХ века.

Симфоническая поэма «Море» Дебюсси. «Болеро» Равеля: баскские и испанские мотивы. Оркестровое письмо, игра фактур и тембров. Оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Испанский час», «Дитя и волшебство» Равеля.

40. 5 марта — От экспрессионизма к додекафонии

Новая венская школа: Шёнберг, Веберн, Берг. «Просветленная ночь» Шенберга – образец постромантического оркестрового письма. «Лунный Пьеро» и новый прием schprechstimme. Опера «Моисей и Аарон». Инструментальные миниатюры Веберна: спрессованное время. Что такое серия и додекафонный метод композиции. Чем серийная музыка отличается от сериальной. Оперы Альбана Берга «Воццек» и «Лулу» — образец музыкального экспрессионизма. Скрипичный концерт Берга.

41. 7 марта — От нового варварства — к неоклассицизму

Игорь Стравинский – петербургская  школа и влияние Римского-Корсакова. «Русские сезоны»  в Париже и сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Первая фаза становления стиля: архаизация языка и «русский период». Три балета: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Русский европеец. Неоклассицизм Стравинского: «Симфония in C» и «Симфония Псалмов». Траектория жизни: Париж-США. Поздний додекафонный период творчества

42. 12 марта — Бела Барток и Золтан Кодаи

Становление новой венгерской идентичности.  Исследование архаичных пластов венгерского фольклора: секейские песни. Опера Бартока «Замок Герцога Синяя борода» и балет «Чудесный мандарин». Фортепианный цикл «Микрокосм» и фортепианная музыка для детей. Симфонические штудии: «Концерт для оркестра» и инструментальные концерты. Золтан Кодай: педагогическая деятельность и фольклорные полевые исследования. Кружок венгерских интеллектуалов. Опера Золтана Кодаи «Секейская прядильня».


Чтобы записаться на курс, оставьте свой номер и мы перезвоним вам: