«BIG DATA». Совместная лекционная программа школы Masters и Большого драматического театра

masters баннер на сайт-01

Большой драматический театр и Школа Masters представляют совместный проект «Big Data» («Большие данные») — лекционную программу ведущих российских экспертов в различных областях культуры и искусства. Приуроченные к премьерам 100-101 сезона, лекции «Big Data» вписывают спектакли БДТ им. Г.А. Товстоногова в широкий социокультурный контекст, расширяя границы зрительского восприятия.

В ноябрьской программе — четыре лекции, приуроченные к показам спектаклей «Аустерлиц» Евгения Сафонова, «Слава» Константина Богомолова, «Romeo&Juliet, или Милосердная земля» Люка Персеваля и оперы «52» композитора и режиссера Александра Маноцкова. Среди лекторов — редактор издательского дома «Коммерсантъ» Анна Толстова, театровед Лилия Шитенбург, историк архитектуры Сергей Кавтарадзе, историк искусства и куратор Саша Обухова.

Куратор проекта — Дмитрий Ренанский


Октябрьский цикл лекций: 7 октября — 21 октября 2018 года

Ноябрьский цикл лекций: 7 ноября — 24 ноября 2018 года

Декабрьский цикл лекций: 2 декабря — 23 декабря


Ноябрьский цикл

5. 4 ноября, воскресенье, 14.00 — «После Освенцима: образы Катастрофы в искусстве 1940-х — 2010-х». Лекция к спектаклю «Аустерлиц».

Лектор: Анна Толстова — искусствовед, арт-критик, обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ».

Место: Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

6. 10 ноября, суббота, 14.00 — «Сталинская архитектура: образ земли, которой нет». Лекция к спектаклю «Слава».

Лектор: Сергей Кавтарадзе — искусствовед, историк архитектуры. Преподаватель школы коллекционеров и экспертов ЦСИ «Винзавод». Лауреат премии «Просветитель» 2016 года в номинации «Гуманитарные науки». Автор книг «Stalinist Architecture» (в соавторстве с Алексеем Тархановым, 1992), «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике форме и стиле» (2016).

Место: Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

7. 18 ноября, воскресенье, 14.00 — «Уильям Шекспир: не наш современник». Лекция к спектаклю «Romeo&Juliet, или Милосердная земля».

Лектор: Алексей Гусев — киновед, кино- и театральный критик. Член редколлегии издательства «Сеанс», координатор Российской секции ФИПРЕССИ. Руководитель раздела «Мировое кино» энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Лауреат Премии им. М. Левитина Гильдии киноведов и кинокритиков России (2006).

Место: Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

8. 24 ноября, суббота, 14.00 — «От изображения к действию: роль текста в эстетике московской школы концептуализма». Лекция к опере «52».

Лектор: Саша Обухова — историк искусства, куратор. Руководитель научного отдела Центра современной культуры «Гараж». В 1988—1990 и с 1999 года работала в Государственной Третьяковской галерее. Участвовала в подготовке постоянной экспозиции Третьяковской галереи «Искусство второй половины ХХ века».

Место: Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

Декабрьский цикл

9. 2 декабря, воскресенье, 14.00 — ««Аустерлиц» В.Г. Зебальда и работа памяти». Лекция к спектаклю «Аустерлиц».

Винфрид Георг Максимилиан Зебальд (1944-2001) вошел в историю как последний великий писатель ХХ века. Мировую славу Зебальду принесла его последняя книга — после выхода «Аустерлица» Сьюзен Зонтаг заговорила о возвращении большого романа в европейскую литературу. За последние годы Зебальд превратился в России из автора, известного узкому кругу любителей литературы, в обязательную фигуру интеллектуального канона. БДТ имени Товстоногова готовит первую в России постановку прозы Зебальда — сценическую версию романа «Аустерлиц» репетирует режиссер Евгения Сафонова. В лекции ««Аустерлиц» В.Г. Зебальда и работа памяти» известный журналист и культуролог Юрий Сапрыкин размышляет о творческом методе писателя сквозь призму его последнего романа.

Лектор: Юрий Сапрыкин — журналист, культуролог, руководителя проекта «Полка». В прошлом — главный редактор и редакционный директор журнала «Афиша».

Место: Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

 10. 9 декабря, воскресенье, 14.00 — «Сталинское время Алексея Германа: от «Лапшина» до «Хрусталева»». Лекция к спектаклю «Слава».

В спектакле «Слава», поставленном по пьесе одноименной пьесе Виктора Гусева (1936), Константин Богомолов предлагает неожиданный подход к разговору об идеологии и эстетике сталинизма. Почти не изученная отечественным театром, болезненная тема «наследии прошлого» была подробно отрефлексирована российским кинематографом. Как «стиль Сталин» проявляет себя в русскоязычном кино рубежа ХХ-XXI веков? Почему разговор о сталинском времени стал ключевым для творчества Алексея Германа? Об этом — в лекции ведущего российского кинокритика, главного редактора журнала «Искусство кино» Антона Долина.

Лектор: Антон Долин — журналист, кинокритик, кандидат филологических наук. Главный редактор журнала «Искусство кино», ведущий радиостанций «Маяк», «Вести ФМ», кинообозреватель телепередачи «Вечерний Ургант» на Первом канале. Автор книг «Такеси Китано. Детские годы» (2006), «Ларс фон Триер: контрольные работы» (2007), «Уловка XXI: Очерки кино нового века» (2010), «Рой Андерссон. Похвала банальности» (2015), «Оттенки русского» (2017), «Джим Джармуш. Стихи и музыка» (2017).

Место: Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

11. 16 декабря, воскресенье, 14.00 —  ««Три толстяка» Андрея Могучего: краткая история времени». Лекция к спектаклям «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание», «Три толстяка.
Эпизод 2. Железное сердце».

Как флагманский спектакль БДТ вписывается в творческий путь Андрея Могучего и судьбу легендарного товстоноговского театра? Как в «театральном сериале» БДТ встречаются авангард первой трети ХХ века и ленинградский андеграунд 1980-х? Как по этому спектаклю можно изучать морфологию и поэтику современной драматической сцены? Об этом — в лекции театрального критика и куратора Дмитрия Ренанского.

Лектор: Дмитрий Ренанский — куратор, театровед, музыкальный критик. Куратор лекционных программ Нового пространства Театра Наций (Москва). Шеф-редактор блока «Театр» интернет-портала COLTA.RU, постоянный автор ИД «Коммерсантъ» и газеты «Ведомости». Помощник художественного руководителя «театра post», сооснователь творческого объединения «Опергруппа». Работал в Михайловском театре и в Театре на Таганке. В 2013-2016 — заместитель главного режиссера—программный директор Новой сцены Александринского театра.

Место: Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

12. 23 декабря, воскресенье, 14:00 — «Искусство старых мастеров: как читать скрытые смыслы и подтексты». Лекция к спектаклю «ROMEO & JULIET, или Милосердная земля».

Творчество режиссера спектакля «ROMEO & JULIET, или Милосердная земля» Люка Персеваля, как и многих других представителей фламандской театральной школы, неразрывно связано с традициями старой европейской живописи. Язык спектаклей Персеваля, Яна Фабра и Яна Лауэрса многое позаимствовал от аллегорической, полной иносказаний и символов живописной манеры Рубенса, Гольциуса и других выдающихся европейских художников прошлого. По каким законам строились аллегории? Каким образом отвлеченные идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? Об этом — в лекции известного петербургского искусствоведа, хранителя собрания старых европейских рисунков Государственного Эрмитажа Алексея Ларионова.

Лектор: Алексей Ларионов — старший научный сотрудник отдела истории западно­европейского искусства Государственного Эрмитажа, хранитель старых европейских рисунков, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор статей и куратор выставок, посвященных нидерландскому и немецкому искусству XV–XVII веков.

 Место: Большой Драматический Театр имени Г.А. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65